EDSEL
1957-1960
Edsel Bermuda Station Wagon (79D) 1958
изготовитель
артикул
Minichamps
400082014
Запуск марки Edsel — один из крупнейших провалов в истории автомобилестроения, считающийся одним из классических примеров маркетинговой ошибки. В Соединённых Штатах слово «Эдсел» стало нарицательным и совершенно однозначно ассоциируется с полным провалом.

Edsel, задуманный как самостоятельное подразделение компании Ford (наравне с Mercury и Lincoln), имел в производственной программе полный модельный ряд из четырёх моделей (Citation, Corsair, Pacer, Ranger) с полноценным для тех лет выбором типов кузовов; пятая модель, точнее, полный модельный ряд «компактных» автомобилей Edsel Comet, так и не была запущена в серию как Edsel, но уже после ликвидации этого подразделения реализовывалась и обслуживалась через дилерскую сеть Mercury как просто Comet, не неся обозначения принадлежности к какой-либо марке, и пользовалась большой популярностью (в первый же год было продано больше автомобилей этой модели, чем «Эдселов» за все три года их производства в целом).

В инновационном и вызывающем дизайне «Эдселов» были спорные элементы, которые многим не пришлись по душе — это относится в наибольшей степени к модели 1958 года. Особенные нарекания вызывала непривычная американским покупателям тех лет вертикальная решётка радиатора (приблизительно через десять лет похожая решётка будет вполне успешно использована на «Понтиаках», а в Европе перекликающиеся по стилю облицовки имели такие автомобили, как Alfa-Romeo, Jaguar или BMW).

Также, покупателям не понравились такие особенности модели 1958 года, как купольный спидометр, переключение передач кнопками, расположенными на ступице рулевого колеса (там, где обычно располагалась кнопка звукового сигнала), и поворотники универсалов, которые имели вид стрелок, направленных к середине автомобиля, и поэтому при плохой видимости создававшие ложное впечатление о намерениях водителя, подающего сигнал о повороте. Следует однако отметить, что на модели 1959 года большая часть этих недостатков была устранена, а решётка радиатора была оформлена намного более традиционно и эстетично.

Качество сборки также оказалось не на высоте. Производство «Эдселов» в целях экономии средств было распределено по различным заводам, параллельно собиравшим модели «Форд» и «Меркури» — в дополнение к уже имевшимся заказам. Таким образом, производство «Эдселов» никогда не было сконцентрировано на одном заводе, занятом производством автомобилей только этой марки и имевшем специально обученный для этого персонал. Это привело к большой путанице на производственных линиях и, в сочетании с недостатком контроля качества, в конечном итоге — к невысокому качеству сборки.

Более того, многие «Эдселы» покидали завод в полусобранном виде, с недостающими запчастями в багажниках и инструкциями по их установке для механиков дилерских центров. Это не добавляло автомобилям ни качества, ни авторитета в глазах дилеров, механиков и рядового потребителя. Следует, впрочем, заметить, что в условиях принятого в США ежегодного внесения изменений в дизайн автомобилей редкостью подобные случаи, в принципе, не были и в дальнейшем — нередко первые производственные серии начинающегося модельного года попадали к дилерам частично без установленной отделки или частично с отделкой предыдущего модельного года. Эти дефекты им приходилось исправлять своими силами.

Несмотря на тщательный подбор имени для нового подразделения (было рассмотрено около 6000 альтернативных названий), само название «Эдсел», выбранное даже вопреки негативному отношению Генри Форда Второго, сына Эдсела Форда, к использованию имени его отца в качестве марки автомобиля, многими признавалось сложно произносимым и неблагозвучным, кроме того, было созвучно с названием трактора Edson.

В результате начавшейся приблизительно за два года до начала серийного выпуска мощной рекламной компании и активного обсуждения в прессе, при отсутствии в рекламных материалах достаточно чёткой информации о будущем автомобиле, потребитель ждал от новых автомобилей принципиально новых свойств и качеств.

Когда же первые серийные «Эдселы» стали поступать в шоу-румы автосалонов, потребители оказались разочарованы — они получили просто «ещё одну» марку обычных американских автомобилей, возможно не хуже, но и не лучше других. Заведомо завышенные из-за слишком рано начатой и чрезмерно активной рекламной компании ожидания покупателей были обмануты.

В сочетании с уже упомянутыми ошибками в маркетинге и дизайне, а также изначально не очень высоким качеством изготовления ввиду неразберихи на производстве, этого оказалось достаточно для громкого провала модели 1958 года.

Что касается последующих моделей «Эдселов», то, обеспокоенный высокими и не окупающимися затратами, вице-президент корпорации Robert McNamara значительно урезал финансирование на их разработку, из-за чего модельный ряд 1959 года стал в два раза у́же (все модели «переехали» на платформу серийных «Фордов» и получили единую колёсную базу вместо двух её вариантов у моделей 1958 года), а «Эдселы» 1960 модельного года предлагались в виде единственной модели Ranger (плюс универсал) и по сути были просто кузовами серийных «Фордов» со слегка изменённой отделкой.

В наибольшей степени ожиданиям покупателей тех лет соответствовала бы запланированная к производству с 1960 модельного года так называемая «компактная» модель Edsel Comet, которая при лишь немного уменьшенных габаритах пассажирского салона была намного компактнее, экономичнее и легче в управлении по сравнению с обычными американскими автомобилями тех лет.

Однако, весной 1960 года, незадолго до начала производства, она была выведена из модельного ряда «Эдсела» и впоследствии продавалась уже как часть линейки моделей «Меркури» без явного указания марки, пользуясь при этом весьма большим успехом на фоне характерного для того периода общего повышения интереса к «компактным» автомобилям. В первый же год было продано больше автомобилей этой модели, чем «Эдселов» за все три года их производства в целом. Позднее она была уже официально обозначена Mercury Comet. Смогла ли бы модель Comet спасти марку «Эдсел», будь она выпущена под этим брендом — дискутивный вопрос и по сей день.

Через три года, выпустив всего 110 847 автомобилей Edsel (изначально планировалось выпускать 100 000 автомобилей в год), Ford Motor Company попыталась забыть о своей неудаче, сделала упор на стиль и доступность, и в начале 60х добилась большого успеха, выпустив модель «народного автомобиля» — компактный «Форд Фолкен» (Ford Falcon). В 1964 году на платформе этого «компакта» фирма выпустила легендарный Ford Mustang.
 
Edsel Citation 2-door Convertible (76B) 1958
изготовитель
артикул
Spark
S2717
В серии Edsel предлагались четыре модели: «Ranger» и «Pacer» на шасси с колесной базой 116 и 118 дюймов и «Corsair» и «Citation» с базой в 124 дюйма. Автомобили выпускались с кузовами двух- и четырехдверный хардтоп, двух- и четырехдверный седан, кабриолет и грузопассажирские вагоны «Villager» и «Bermuda».

Самой характерной и памятной чертой автомобилей Edsel была хомутообразная облицовка радиатора, грациозные горизонтальные задние фонари и оригинальные расцветки интерьеров. Автомобили оборудовались кнопочным переключателем передач автоматической трансмиссии, кнопки которого располагались в середине рулевого колеса и необычным вращающимся барабанным спидометром.

На автомобили устанавливались V-образные восьмицилиндровые двигатели различного объема и мощности. На «Ranger» стоял 5,8-литровый мотор мощностью 303 л.с., такой же как и на грузопассажирских универсалах «Corsair» и «Citation», а для седанов этих двух серий предлагался силовой агрегат рабочим объемом в 6,7 литра и мощностью 345 лошадиных сил. Edsel был очень быстроходным автомобилем и развивал максимальную скорость 195 километров в час.
 
Edsel Citation HardTop (63B) 1958
изготовитель
артикул
Spark
S2960
Два стиля двухдверных седанов были предложены Edsel в 1958 году. Топ-линейка  Citation и немного дешевле – Corsair с крышей более стандартной формы.