GM
1902-      

GM Firebird 1 XP21 1954
изготовитель     Bizarre
артикул            BZ260
За проектом Firebird XP-21 (который позже переименовали в Firebird I) стоял, конечно же, Harley Earl, директор Styling Division (отдел дизайна) концерна. Первый легковой автомобиль с газотурбинным двигателем, который построен и испытывался в США. Впрочем, Firebird I мало походил на легковушку – скорее реактивный истребитель на колесах. Скажем, Douglas Skyray: сигарообразный фюзеляж (его трудно назвать кузовом), открытые передние колеса, одноместный кокпит под прозрачным откидным фонарем, дельтовидное крыло и вертикальный стабилизатор сзади. На задней кромке «крыла» даже имели место «воздушные тормоза» — особые плоскости, которые поднимались по команде из кокпита.

Вытянутый и прижатый к ходовой поверхности dream car насчитывал 5657 мм в длину, 2032 в ширину и 1143 мм в высоту (по верху фонаря). Дизайн автомобиля с кузовом из стеклопластика разрабатывался под прямым руководством Харли Эрла, двухвальный газотурбинный двигатель готовил Charles L.McCuen. Экспериментальный XP-21 отличался не только поражающей воображение внешностью, но и совершенно непривычной для американского автомобилестроения архитектурой: турбина размещалась позади кокпита.

Центральномоторная компоновка, время которой в автоспорте придет только лет через 5. А в пассажирском автомобилестроении – через 12 (Lamborghini Miura, Lotus Europe). Газовая турбина Whirlfire Turbo-Power весила около 350 кг и развивала до 375 л.с. (SAE «нетто») при 13 тыс. оборотов выходного вала. Через 2-ступенчатую КПП тяга транслировалась на заднюю ведущую ось – натуральный «формульный» болид середины 60-х. Передняя подвеска XP-21 на двойных поперечных рычагах (с торсионами), сзади применили неразрезной мост de Dion. Тормоза «по кругу» барабанные; впечатление такое, что шасси Firebird I во многом заимствовало от «автомобиля мечты» 1951 – Buick LeSabre.

XP-21 тянул на 1135 кг — с развесовкой по осям примерно 50/50%. Вы не поверите, но «автомобиль мечты» 1954 вовсе не сводился к неходовому экспонату мотор-шоу. Водители-испытатели GM разгоняли аппарат на полигоне до 160 км/ч, а позже Х.Эрл привлек к тестированию своего детища Mauri Rose, профессионального автогонщика и трехкратного победителя заездов Indi 500. Маури Роуз отмечал выдающуюся приемистость машины и ее стабильность на высокой скорости. А также, как ни странно, живой отклик необычного двигателя на газ (хотя позже именно характерное для газовой турбины запаздывание реакции на педаль акселератора считали одним из самых серьезных ее недостатков).

Понятно, что dream car 1954 существовал в одном-единственном экземпляре. Он прекрасно сохранился – как музейный экспонат – и регулярно появляется на публике по разного рода поводам. Когда-то смелая мечта, а теперь – одна из достопримечательностей большого мира авто.
 
 

GM Firebird 2 XP500 1956
изготовитель     Bizarre
артикул            BZ261
Firebird II был основным проектом 1956 года подразделения Motorama компании "General Motor". Четырехместный Firebird II с кузовом из титана выдает 200 лошадиных сил с помощью газотурбинного двигателя Whirlfire GT-304. Firebird II был попыткой GM сделать оснащенное в соответствии в ввеяниями того времени транспортное средство с турбиной, качественной работой и экономичным расходом топлива. Титановая обшивка, сварка которой требовала применения температуры в 920 по фаренгейту для работы с ней, была не приварена к каркасу, а приклеена при помощи специально разработанной "эпоксидной резины". Так же машина была оснащена сложной электронной системой для "навигации по хайвеям будущего".

 

GM Firebird 3 1958
изготовитель     Bizarre
артикул            BZ262
Проектную разработку нового чудо-автомобиля Firebird III Харли Эрл своим итальянским партнерам не доверил. Этот монстр был представлен в 1959 году на очередной «Мотораме». Достаточно беглого взгляда на кузов, чтобы предположить, что Firebird III – аппарат из фантастического комикса. Супернизкая машина с турбинным двигателем имела две отдельные «авиационные» кабины.

За стеклом «фонаря» виднелась лишь голова водителя. Количество хвостовых килей выросло до семи. Задние колеса полностью скрыты крыльями-воздухозаборниками. Надо сказать, что эксперименты с турбомобилями велись корпорацией Chrysler еще с 1954 года. Первопроходцем здесь выступило отделение Plymouth: в 1956 году четыре турбомобиля Plymouth Coupe совершили испытательный пробег по маршруту Нью-Йорк – Лос-Анджелес.


С первого взгляда видно, насколько этот шедевр "космического автомобилестроения" превосходит современный стиль GM.

Третий в серии газотурбинных экспериментальных автомобилей выразил мечты Харли Эрла (дизайнер и конструктор GM) о месте его машины мечты. Как он сам сказал, "я представил машину, на которой человек мог поехать к стартовой площадке ракеты на луну". Пол двойными пластиковыми фонарями была установлена система управления джойстиком, вытеснившая привычные руль, педали и рычаги, а огромные двери поднимались вверх при помощи ультразвуковых ключей. Машина была пиком увлечения плавниками - имела  7  плавников.