ISO
1939-1942-1974
ISO Isetta 1955 (1953 - 1555)
изготовитель
артикул
Kiosques
NQC032
История «Изетты» началась в 1953 году. Именно тогда итальянская компания Iso, которая до этого собирала холодильники, а чуть позже — мотороллеры и маленькие трехколесные грузовички, представила свою первую микролитражку, подарив ей незамысловатое название Isetta (то есть «маленькая Iso»). Длина машины была всего 2,3 метра, что даже меньше, чем у нынешнего smart fortwo. Двухтактный двухцилиндровый мотоциклетный двигатель объемом 236 «кубиков» выдавал 9,5 л. с., а ручная КПП, помимо 4 нормальных передач, имела и «обратку». Наконец, у машины были в наличии все четыре колеса, хотя с определенного ракурса могло создаться впечатление, что их только три: расстояние между задними колесами составляло всего полметра.

Самой, пожалуй, примечательной конструктивной особенностью «Изетты» была дверь. Если Messerschmitt Kabinenroller проектировали инженеры люфтваффе, отчего в него приходилось проникать сверху, как в истребитель, то итальянцы, которые еще совсем недавно производили холодильники, подошли к этому вопросу с другой, более привычной для них, стороны. Спереди. Благодаря этому решению анфас «Изетта» напоминала холодильник того же послевоенного периода, в двери которого зачем-то вырезали прямоугольник под стекло. Вместо мерзнущих продуктов внутри обычно можно было обнаружить двух довольных пассажиров, один из которых при закрытой двери автоматически превращался в водителя (когда эта дверь открывалась, руль немного подавался вперед, чтобы облегчить доступ внутрь или наружу). Впрочем, сверху в машину тоже можно было попасть — через откидной матерчатый люк. Когда при парковке кто-то останавливал свою машину слишком близко к двери «Изетты», этот аварийный вход-выход избавлял ее владельца от необходимости вручную оттаскивать 350-килограммовый автомобильчик назад.

Моторчик, который располагался непосредственно за сиденьями, позволял «Изетте» разгоняться до 48 км/ч за долгих 36 секунд, а ее максимальная скорость с трудом достигала 70 км/ч с маленьким хвостиком. Это, однако, не помешало машинкам принять участие в итальянских гонках на выживание Mille Miglia в 1954 году и занять все три первых места в категории экономичных автомобилей. Этот день можно считать переломным в истории «Изетты», поскольку именно тогда на нее обратили внимание представители «БМВ».

Многим сейчас это может показаться дикостью, но полвека назад баварская компания действительно запятнала свою репутацию созданием микролитражек. На самом деле ничего удивительного в этом нет; если уж на то пошло, то в автоиндустрию «БМВ» пришла за счет приобретения компании, производящей микролитражный Dixi (немецкий вариант знаменитого Austin 7). А на рубеже 1940—1950-х годов компании непременно был нужен собственный «народный автомобиль», причем желательно минуя стадию его разработки, поскольку «БМВ» тогда переживала трудные времена. Причин было несколько: проигрыш гитлеровской Германии во Второй мировой войне, наложенный союзниками на компанию трехлетний запрет на производство и, наконец, послевоенная разруха, мешавшая «БМВ» найти достаточное количество состоятельных покупателей на свои спортивные автомобили.
 
Оценив достоинства «Изетты», немцы приобрели права на дизайн и производство этого автомобиля. Однако вместо того, чтобы просто начать выпускать машину по готовым чертежам, инженеры и дизайнеры «БМВ» в кратчайшие сроки привели ее в соответствие со своими представлениями. Помимо легкой облагораживающей пластической операции автомобильчик пережил операцию по пересадке сердца: он получил одноцилиндровый четырехтактный двигатель на 247 кубических сантиметров, позаимствованный у мотоцикла BMW R25. С мощностью мотора, равной 12 л. с., максимальная скорость «Изетты» подскочила до 85 км/ч.

В конечном итоге к апрелю 1955 года ни одну из «родных» деталей машины больше нельзя было узнать. Так родилось «мотокупе» BMW Isetta 250, а вместе с этим пришла и настоящая слава. До конца 1955 года было продано около 10000 машин; практичные немцы полюбили «Изетту» за доступность, что же до отношения народа к внешнему виду, то его наиболее полно характеризует довольно меткое прозвище «катящееся яйцо».

Уже в следующем году модель была обновлена — в первую очередь за счет увеличенного на 50 «кубиков» движка, что позволило несколько улучшить ездовые качества машины и назвать ее BMW Isetta 300. Чуть позднее «Изетта» получила открывающиеся боковые стекла и стала еще больше отличаться от итальянской «праматери». Популярность автомобиля далеко выплеснулась за пределы Германии: в 1957 году «Изетту» начинают экспортировать в США. Несмотря на то что большого спроса на такие крохотные автомобильчики в стране хайвеев не могло быть в принципе, за несколько лет американцы все же раскупили около 8,5 тысячи «катящихся яиц». Сам король рок-н-ролла Элвис Пресли приобрел одну «Изетту» — правда, чтобы подарить ее своему менеджеру.

Отдельного упоминания заслуживает Великобритания. В 1957-м по лицензии «БМВ» здесь стали собирать модель Isetta 300, для чего была специально организована компания Isetta of Great Britain Ltd. Сборка производилась в Брайтоне на бывшем локомотивном заводе. Дверные петли и руль в английском варианте «Изетты», разумеется, перекочевали направо из-за левостороннего движения. Поскольку двигатель также располагался справа, массы одинокого водителя с мотором могло быть вполне достаточно для того, чтобы при неудачном повороте перевернуть легкий автомобиль набок. Переносить двигатель не стали, вместо этого слева добавили 27-килограммовый противовес. Кроме этого были заменены некоторые другие детали.

Всех этих мер, однако, еще было недостаточно для того, чтобы принести «Изетте» успех на Британских островах. Между тем момент был более чем подходящий: в конце 1956 года из-за Суэцкого кризиса, который привел к трудностям с бензином, правительство Великобритании было вынуждено пойти на жесткие меры: для большинства категорий водителей был введен лимит в 200 миль (322 км) на ежемесячный пробег одного автомобиля. Но даже с этими мерами предосторожности стоимость бензина возросла на четверть — для страны, с трудом приходящей в себя после Второй мировой, это был весьма заметный скачок. Автолюбителей охватила паника: до них внезапно дошло, что бензиновая река, еще совсем недавно такая полноводная, может пересохнуть в любой момент. По словам владельца одной из заправок, как только люди замечали, что кто-то остановился заполнить бак, за ним тут же выстраивалась очередь. На всякий случай.

И как же было в таких условиях не обратить внимание на пусть маленький и неказистый, но все же автомобиль, моторчик которого даже при большом желании не способен сжигать много бензина?
 
Однако поначалу британцы обращали свое внимание на «Изетту» довольно вяло, пока брайтонская компания не догадалась заменить заднюю пару колес одним и лишить машину передачи заднего хода. Подобное хирургическое вмешательство, конечно же, не могло пойти «Изетте» на пользу как автомобилю (уже хотя бы потому, что трехколесный вариант отличался худшей устойчивостью), однако оказалось очень даже полезным для «Изетты» как мотоцикла. Дело в том, что по британским законам такое транспортное средство не могло считаться автомобилем, а это избавляло владельца от необходимости получать полноценные права и платить соответствующие налоги. Трехколесные «Изетты» уже стали продаваться гораздо живее. Но четырехколесную версию в Великобритании тоже продолжали выпускать — на экспорт в Канаду, а также в Австралию и Новую Зеландию.

Все это время итальянская Iso практически только и делала, что получала прибыль с лицензий — это оказалось проще и выгодней, нежели заниматься производством самостоятельно. Кроме Германии права на выпуск автомобиля были проданы во Францию (компании VELAM), Бельгию, Испанию и даже Бразилию (здесь машина выходила под именем Romi-Isetta). В отличие от «БМВ» у остальных компаний права были ограниченными и серьезных изменений в конструкции и дизайне они делать не могли.

Были и подделки. Например, компания профессора Эрнста Хейнкеля, которая, как и детище Вилли Мессершмита, страдала от послевоенного запрета на производство самолетов, а потому искала выход на другие рынки, наладила выпуск Heinkel Kabine. Спереди этот трицикл очень напоминал «Изетту», но при этом был легче и быстрее. Наиболее мощная модификация комплектовалась мотором на 200 «кубиков» мощностью в 10 «лошадей», которые могли разогнать 245-килограммовый Kabine до 86 км/ч.
И все же «Изетты», сходящие с конвейеров баварских автомобильных заводов, раскупались лучше всего. Компании «БМВ» повезло нащупать наилучшую комбинацию практичности, экономичности, управляемости, комфорта и прочих составляющих, притом что «Изетта» не была лучшей ни по одному из этих параметров в отдельности. Кроме того, в «БМВ» неплохо чувствовали требования рынка. Уже в 1957—1958 годах спрос на автомобильчики-"пузырьки" пошел на убыль из-за того, что потребители стали чаще поглядывать в сторону транспортных средств, которые в их представлении были больше похожи на автомобили. К этому моменту «БМВ» оказалась вполне готова, представив четырехместный BMW 600, имеющий много общего с «Изеттой», но построенный на более широкой колесной базе. Собрав и продав почти 35 000 таких автомобилей, компания свернула их производство в 1959 году, сосредоточив усилия на более перспективном BMW 700.

Всего к 1962 году, когда производство «Изетт» практически везде уже было прекращено, в мире насчитывалось порядка 170 тысяч машин этой марки, львиная доля которых гордо носила на двери узнаваемый кружочек BMW. Часть «Изетт» дожили и до наших дней, и их до сих пор можно увидеть в музеях и частных коллекциях в виде экспонатов.