КИМ / МЗМА / АЗЛК
1930 - 1939 - 1945 - 1968 - 2010
КИМ 10-50 (1940 - 1941)
изготовитель
артикул
номер
DiP
190501
1201 / 1536
С принятием Глававтопром СССР в январе 1939 года решения о перепрофилировании завода КИМ со сборки на производство малолитражных автомобилей встал вопрос какой автомобиль взять за основу. Поскольку предприятие уже было знакомо с фордовскими технологиями, выбор пал на модель «Ford Prefect». Шасси и двигатель «Prefect» с незначительными переделками составили основу будущего КИМ-10. Кузов же решили разработать самостоятельно, сделав его более современным. Первый опытный образец изготовили 25 апреля 1940 года. Следом — еще два. Испытания прошли в мае того же года.

Оборудование для производства малолитражек закупили за океаном, там же фирме «Budd» заказали кузовные штампы и пробную партию из 500 комплектов панелей. Новую машину собирались выпускать с 1941 года в количестве 2500 машин в месяц.

Все ждали советский «народный автомобиль». Митингом, состоявшимся в апреле 1940 года, страна отметила окончание первой очереди завода. На первомайской демонстрации три новых машины под аплодисменты прошли по Красной Площади.

По тогдашним правилам машину были обязаны показать Вождю. Сталин, осматрев КИМ-10, остался недоволен. Он сел рядом с шофером и пригласил конструкторов тоже занимать места в машине. Но относительно компактный КИМ-10 имел всего две двери, и пролезть на заднее сиденье, не потревожив седоков на переднем, было невозможно! Шофер приказа встать не получил, к Сталину с такой просьбой обратиться никто не решился…

По другой версии Сталин усадил конструкторов машины назад, а сам с Берией занял места спереди и предложил задним пассажирам выйти. Естественно, они этого сделать не могли. После этого Сталин предложил конструкторам переделать двухдверный вариант в четырёхдверный.
Конструкторы ГАЗа срочно приступили к проектированию нового кузова, имевшего как двухдверную (КИМ-10-50), так и четырехдверную (КИМ-10-52) версии. Кроме них планировалось производить двухдверный фаэтон КИМ-10-51.

На новые автомобили устанавливали V-образное ветровое стекло, а передняя часть с фарами, плавно переходящими в боковины и капот аллигаторного типа, вполне соответствовала моде тех лет. Указатели поворотов были семафорного типа. Четырехцилиндровый двигатель КИМ-10 имел рабочий объем 1172 куб. см и мощность 30 л. с. Максимальная скорость составляла 90 км/ч.

В соответствии с планами правительства СССР в 1941 году завод КИМ должен был выйти на проектную мощность — 50 тысяч машин в год. Но помешала Вторая мировая война. Завод им. КИМ был эвакуирован на Урал. Его производство было переориентировано на военную продукцию.

                                  10-50                                      10-51                                     10-52

Годы выпуска                1940                                 1941                                1940
Габариты                      3960 х 1480 х 1650              3960 х 1480 х 1650            3960 х 1480 х 1650
Вес, кг                         840                                    840                                 840
Дверей / мест               2 / 4                                  2 / 4                                4 / 4
Кол-во циллиндров        Р4                                      Р4                                   Р4
Обьём двигателя, л        1,172                                 1,172                               1,172
Мощность двигателя      30 л.с.                               30 л.с.                             30 л.с.  
                                   при 4000 об/мин                  при 4000 об/мин                при 4000 об/мин
Подвеска                      зависимая,                         зависимая,                       зависимая,
                                   на поперечных рессорах       на поперечных рессорах    на поперечных рессорах
Коробка передач            механическая 3-ст.             механическая 3-ст.           механическая 3-ст.
Тормоз                         барабанный,                        барабанный,                     барабанный,
                                   механический привод           механический привод         механический привод
Максимальная скорость  90км/ч                               90км/ч                             90 км/ч

КИМ 10-51 1941
изготовитель
артикул
номер
DiP
190501
1578 / 2976
Модификация легкового автомобиля КИМ-10-50 с кровом типа «фаэтон». Была выпущена в 1941 году промышленной партией. Ее кузов имел матерчатые складывающийся тент и боковины с целлулоидными окнами. Автомобиль предназначался главным образом для эксплуатации в южных районах страны. Как и базовая модель, КИМ-10-51 имел две двери. Для доступа к задним сиденьям спинки передних откидывались вперед.
 
Москвич-400-420 (1946 - 1954)
изготовитель
артикул
DeAgostini (Kultowe AUTA PRL-u)
#037
В 1945 году из СССР в побеждённую Германию прибыла группа инженеров, которая совместно с военными обследовала доставшиеся победителям промышленные объекты. В их поле зрения попал хорошо сохранившийся ведущий завод компании "Байерише Моторен Верке" в городе Эйзенахе, а также "Научно-техническое бюро автомобилестроения" той же компании в Хемнице. "BMW-321" вполне могла стать основой для создания нового советского автомобиля. Но Сталину продемонстрировали Opel Olimpia, Opel Kadett и КИМ-10-52. Вождь КИМ видеть не хотел и остановил выбор на Kadett.

Беря за основу четырехдверную модификацию автомобиля Opel Kadett K38, МЗМА выпустил автомобиль, практически являющийся точной копией Opel Kadett-K38. Изменили только подвеску, степень сжатия двигателя (для работы на бензине второго сорта - А66) и коробку передач (вместо четырехступенчатой - трехступенчатая). Снаружи же автомобиль совсем не изменился.

4 декабря 1946 года с конвейера московского автозавода сошел первый послевоенный автомобиль, названный “Москвич-400”. Его 1,1-литровый двигатель развивал 23 л. с., а длина кузова составляла 3855 мм. Максимальная скорость не превышала 90 км/ч при расходе топлива 9 л на 100 км. Необычной чертой машины являлась независимая подвеска передних колес типа Дюбонне.

На первых автомобилях "Москвич-400" был выявлен ряд конструктивных недостатков кузова: появление в некоторых местах трещин на оплавке и на основном металле, поломки дверных замковых ручек и замков капота, недостаточные уплотнение и пылезащита кузова, отклеивание обивки потолка, недостаточная антикоррозионная защита и некоторые другие. В период 1948-1953 годов удалось повысить долговечность, увеличить мощность двигателя, повысить удобство и эксплуатационные качества, а также снизить вес

"Москвича-400". В 1951 году “Москвич-400” оснастили новой коробкой передач с синхронизаторами и рычагом, установленным на рулевой колонке, а не на полу, как это было ранее.
В 1952 г. внесён ряд конструкторских решений, повысивших пробег до капитального ремонта.
В 1954 году двигатель “Москвича” был значительно модернизирован и его мощность доведена до 26 л. с. Эта модификация, получившая индекс “401”, имела новую трансмиссию с синхронизаторами на второй и третьей передачах. Внешне модель отличало наличие подфарников — указателей поворота на передних крыльях.

Всего с 1946 по 1956 год в Москве было изготовлено 247 439 (216 006 седанов ) машин. Они стали первыми советскими массовыми автомобилями, которые продавались для индивидуального пользования.
«Москвичи» 400-го семейства несли двойной индекс: первое число означало модель двигателя, а второе — модификацию кузова. Базовая модификация кузова – четырехдверный седан – обозначалась индексом «420».
Известный советский дизайнер и журналист Юрий Долматовский в книге «Мне нужен автомобиль» рассказывал: «На заводе малолитражных автомобилей была начата подготовка производства довоенной германской модели «Опель-Кадет» под маркой «Москвич». Это мероприятие было, несомненно, экономически выгодным, поскольку оборудование завода, инструмент и чертежи достались нам по репарации и появилась возможность быстро наладить выпуск машин».

Но авторитетный автомобильный ис