OPEL
1862-1899-1926-        
Opel 4/12 PS Laubfrosch 1926 (1924 - 1926)
изготовитель
артикул
Altaya (Opel Collection) / IXO
OPEL-22
Благодаря этому автомобилю, фирма "Опель" стала крупнейшим в Европе производителем машин малого класса. Первая модель "4/12PS" с 4-цилиндровым двигателем оказалась схожа с "Ситроеном" (Citroen) типа "5CV". Французская фирма даже потребовала через суд, чтобы "Опель" купила лицензию на его изготовление. Позаимствовав конструкцию у своего конкурента, немецкая компания пошла на определенный риск. Надежда была на то, что конструктивные отличия между этими автомобилями сведут на нет претензии "Ситроен". Например, "Опель" имел 12-вольтовую систему электрооборудования, зажигание от магнето вместо батарейно-катушечного, а также иной рабочий объем двигателя - 951 против 855 см3 у "Ситроена".

Через некоторое время колесная база "опелей" была увеличена, а рабочий объем мотора достиг 1016 см3за счет увеличения диаметра цилиндров до 60 мм. Хотя отличия были невелики, этого оказалось достаточно, чтобы прекратить дело. "Лаубфрош", как и ожидалось, ждал большой коммерческий успех.
 
Opel 10/40 PS Model 80 1928 (1925 - 1929)
изготовитель
артикул
IXO
MUS056
Opel 10/40 PS, Opel 10/45 PS и Opel 10/50 PS – автомобили верхнего среднего класса, выпускавшиеся Adam Opel AG с 1925 по 1929 годы и пришедшие на смену модели Opel 10/30 PS.

Автомобиль появился в мае 1925 года как Opel 10/50 PS. Когда же, в июле 1925 года, началось серийное производство, название было изменено на Opel 10/45 PS. Вскоре после этого название вновь сменилось, уже на Opel 10/40 PS. Это название сохранилось и после начала производства в ноябре 1929 года.

Рядный четырехцилиндровый двигатель объемом 2620 куб.см. развивал мощность 40 л.с. (29 кВт) при 2800 об/мин. Автомобиль с короткой колесной базой разгонялся до 85 км/ч, в то время как более тяжелые длиннобазные версии – до 80 км/ч.

Колесная база у четырех- и пятиместных кузовов была 3000 мм, а у шести- и семиместных – 3250 мм.
В 1925 году шасси с короткой колесной базой предлагались за 7000 RM, а длиннобазные за 7600 RM. К 1928 году цены упали до 3750 RM и 4000 RM соответственно. Существовали различные кузова, разработанные для этого автомобиля: четырех- и пятиместный Tourenwagen за 8500 RM в 1925 и за 4800 RM в 1928 году. Доступен был и четырех- и пятиместный Limousine, а также длиннобазные версии этих двух типов кузовов, которые обеспечивали пространство для третьего ряда сидений. Четырех- и пятиместный Stadtcoupé с двумя дверями был самым дорогим на короткобазном шасси. Он стоил 10500 RM в 1925 году, в 1928 году цена упала до 5400 RM.

За четыре с половиной года производства модель претерпела несколько изменений. В середине 1927 года радиатор был несколько изменен, а в конце того же года линия крыши лимузинов стала немного мягче.

С 1925 по 1929 годы было выпущено 13161 автомобилей. Несмотря на низкие цены, Opel, в отличие от других производителей технически более сложных машин, сумел не плохо заработать на этой модели.
 
Opel RAK 2 1928
изготовитель
артикул
Spark
S0821
В 1927 году Фрицу Опелю известный экспериментатор-ракетчик Макс Фальер предложил построить ракетный автомобиль.

Для проекта приобрели пороховые ракеты Фридриха Вильгельма Зандера (Friedrich Wilhelm Sander). Ракеты Зандера доставили в Руссельсхайм. Весь долгий путь от Везермюнде, с побережья, пришлось проделать на грузовике, поскольку железная дорога от подобного груза отказалась. Ракеты установили на обычный гоночный автомобиль... 11 марта 1928 года на гоночной трассе оказался первый в мире автомобиль-ракета с реактивным двигателем — «RAK-1» и заводской испытатель Курт Фолькхарт сел за руль. Механик запалил фитили ракет и нырнул в укрытие. Машина проехала всего 150 метров — не все ракеты сработали. Дебют оказался неудачным.

Конструкцию усовершенствовали — теперь ракеты поджигались электрической цепью после нажатия на педаль газа. Фолькхарт достиг скорости 96 км/ч и отказался повторять эксперименты. Сделать еще одну попытку решил сам Фриц Опель — внук Адама Опеля. 23 мая 1928 года автомобиль, в присутствии почти трех тысяч приглашенных гостей, собравшихся на берлинской трассе AVUS, развил фантастическую по тем временам скорость — 238 км/ч. Журнал «Das Motorrad» писал тогда об этом рекордном заезде: «Никто не мог отделаться от впечатления, что стоит в начале нового века. Вероятно, Opelwagen с ракетным двигателем является первым практическим шагом для преодоления вселенной...»

Отличительная особенность этой модели — на ней впервые в мировой практике было применено антикрыло (по обоим сторонам машины были установлены маленькие крылышки). В этой области Опель является пионером - только в середине 20 века антикрылья стали более активно применять в автоспорте.

Летом 2003 года в Берлине, в специальном выставочном центре «Опель в Берлине», фирмой Опель была открыта выставка «Из истории ракетной техники», приуроченная к 75-летию рекордного заезда на том самом «RAK-2». Посетители могут полюбоваться полностью соответствующими оригиналу копиями легендарного «RAK-2» с ракетным двигателем, мотоциклом Opel с ракетным двигателем. Наряду с этим на выставке представлены многочисленные информационные стенды с фотографиями тех лет, исторический документальный фильм, а также модель ракетного самолета Opel. Выставка проработает до конца 2003 года. Желающие могут съездить в Берлин 8-)). Выставка работает на Фридрихштрассе. Вход бесплатный.

Третий RAK, беспилотный, имел уже 30 ракет. Он достиг 289 км/ч. Но отказали тормозные ракеты, и произошла авария. Засим эксперименты прекратили.
 
Opel P4 1937 (1935 - 1937)
изготовитель
артикул
Altaya (Opel Collection) / IXO
173086
Вопреки распространенному мнению, вовсе не знаменитый «жук» Volkswagen стал первым «народным» автомобилем предвоенной Германии. Во-первых, немцы, исправно отчислявшие часть своих доходов в счет оплаты еще не выпускавшейся машины, так и не дождались серийного образца – с началом второй мировой войны завод в Вольфсбурге перевели на выпуск военной техники. А во-вторых, автомобиль Opel P4, о котором пойдет речь, поставили на конвейер еще в ноябре 1935 года, то есть ровно 70 лет назад, и именно к нему, считают историки, полностью применимо определение «первый немецкий народный автомобиль».
 
Поскольку в те давние времена еще не умели штамповать из листовой стали большие части кузова, корпус Р4 состоял из деревянной основы, к которой крепились металлические ненесущие элементы. Все это покоилось на стальной раме из U-образного профиля, а та, в свою очередь, на стальных рессорах подвески и гидравлических амортизаторах. Опять же, из-за отсутствия соответствующих технологий металлообработки, крыша седана представляла собой жесткую поверхность из искусственного материала. Силовой агрегат – четырехцилиндровый 1,1-литровый водяного охлаждения смехотворной, по нынешним представлением, мощности 23 л.с. – разгонял 755-килограммовый автомобиль до скорости 85 км/ч.
 
Компактная машина длиной всего 3,34 м вмещала четырех человек, причем передние сиденья можно было передвигать вперед-назад. На приборной панели серийной модели располагались тахометр, бензиномер и указатель давления масла в двигателе. В комплектацию входили также «дворники» и салонное зеркало заднего вида. Говоря современным языком, базовая версия стоила 1650 рейхсмарок (при средней месячной заработной плате в тогдашней Германии 250 рейхсмарок). За 1880 или 1890 марок можно было приобрести специальные варианты автомобиля, в том силе – люксовый. Последний отличался от обычного запасным колесом в углублении на правом крыле, бамперами, карманами на обивке дверей и даже занавесками на окнах.
 
До 1937 года, когда машину сняли с производства, ее выпустили в количестве 65 864 экземпляров. Вместе с другими моделями Opel годовой выпуск компании превысил 100 000 автомобилей, что вывело ее в число крупнейших автопроизводителей Европы.
 
Одна из довоенных моделей фирмы Опель. Opel P4 расшифровывается как Opel Popular 4. Автомобиль классической компоновки с двухдверным кузовом оснащался 4-хцилиндровым двигателем объемом 1074 куб.см, мощностью 23 л.с. "Популяр" делался по классической рамной технологии и весил 750 с небольшим кг. Однако это не мешало ему разгоняться до 85 км/ч. Эта модель предназначалась для небогатых покупателей и не отличалась богатством отделки. Ничем особенным автомобиль не блистал - обыкновенный карбюраторный двигатель, агрегатированный с трехступенчатой механической коробкой передач. Ножной тормоз на все 4 колеса.

Таких автомобильчиков в довоенной Германии было очень много. Благо стоили они недорого. Покупали их и домохозяйки чтобы ездить на рынок и небедствующие студенты. Расчет строился на массового и небогатого покупателя.

Был вытеснен из производства новой моделью Опель Кадет.

Opel Geländesportwagen Super 6 1937 (1934 - 1938)
изготовитель
артикул
Altaya (Opel Collection) / IXO
183367
Из 15 автомобилей, развивавших скорость до 130 км/ч, оснащенных шестицилиндровыми двигателем объемом 2,5 литра и мощностью 55 л.с., произведенных для участия в соревнованиях по бездорожью (в современном понятии – ралли) сохранился только один экземпляр. До реставрации в 1950 году он использовался в автошколе.
 
Opel Admiral 1937 (1937 - 1939)
изготовитель
артикул
Жилин
Фантастика — фантастикой, а в реальной жизни большие (и тем более огромные) автомобили появлялись в производственной программе немецкой фирмы Adam Opel AG очень редко и ненадолго. Был, например, в 1905 году солидный ландолет на четырехцилиндровом шасси серии 30/32 (4,7 л), строившейся по лицензии французской фирмы Darracq. Был другой ландолет, уже на собственном пятидесятисильном шасси 1911 года, столь же монументальный. Потом, после многолетнего перерыва, уже под конец 20-х годов, короткое время выпускались шикарные длиннобазные авто с шестью и даже восемью цилиндрами под капотом (этих последних, под наименованием Opel Regent, было изготовлено аж 25 штук), — и снова как отрезало: до Германии докатился мировой экономический кризис, практичным немцам стало не до колоссальных «пульман-лимузинов». А затем последовал союз с американским автогигантом General Motors, и структуру производственной программы немецкого предприятия стали определять из-за океана.

Новые хозяева для начала кардинально обновили станочный парк предприятия, затем усовершенствовали существующий модельный ряд и заложили ряд перспективных конструкций, которым предстояло прийти на смену выпускавшимся автомобилям. На это ушла вся первая половина 30-х; озаботиться подготовкой большого комфортабельного автомобиля, достойного увенчать собою линейку моделей, получилось только в 1935 году. Прототип машины готовили и испытывали в Штатах, — там он был известен под кодовым обозначением Albinita, — а в основу его был положен экспериментальный проект обтекаемого кузова, незадолго перед тем подготовленный в отделе перспективных разработок «Секции эстетики и цвета» (такое пафосное имя носило подразделение концерна General Motors, занимавшееся оформлением продукции предприятия).
 
Художественное оформление машин Opel вообще-то курировал талантливый стилист Фрэнк Хёрши, специально за этим откомандированный в Германию, а до того «руливший» оформлением автомобилей Pontiac и Buick. Но к своим обязанностям он приступил только в 1937 году, уже после публичного дебюта новой «флагманской» модели немецкого филиала General Motors. Упрятать фары головного света под боковины капота первым придумал не он, а совсем другой дизайнер, — знаменитый Рэймонд Лоуи, человек необычайно разносторонних дарований, автор, среди многого другого, фирменной «приталенной» бутылочки для кока-колы. Такое решение передка он применил на машинах американской фирмы Hupmobile еще в 1934 году, — но в Штатах оно почему-то пришлось не ко двору. А вот в Европе таким образом оформлялись не только Опели, но и машины некоторых других марок, — скажем, Renault Juvaquatre. (Старый Свет вообще оказался на диво восприимчив к спорным американским новинкам в области автостиля: те же французы, компания Peugeot, вполне успешно использовали авангардные идеи, заложенные в машине Chrysler Airflow, которая в Америке провалилась именно из-за своего непривычного вида).
 
Новый опелевский флагман был впервые представлен широкой публике на ежегодном международном автосалоне во Франкфурте осенью 1937 года. По европейским меркам, это была машина крупная, — 5 метров и 27 сантиметров от носа до хвоста, — и довольно солидная, к тому же весьма эффектная на вид. V нее даже, по самой последней моде, практически не было подножек, — крохотные приступочки за передними крыльями, сходившие на нет где-то на первой трети длины передних дверей, таковыми считаться не могли: ими можно было воспользоваться разве что для того, чтобы заглянуть под капот, но никак не при входе или выходе из машины. Заглянувший под капот новинки обнаруживал там почти такую же рядную верхнеклапанную «шестерку» на 3,6 л рабочего объема, какая уже довольно давно стояла на трехтонных грузовиках Opel Blitz; этот силовой агрегат развивал, в своей легковой версии, 75 лошадиных сил при 3200 оборотах в минуту.
 
Предполагалось, что этого хватит, — ведь Opel совсем не имел намерения атаковать своей новинкой те заоблачные высоты немецкого рынка, где безраздельно господствовали Maybach, Horch и 770-й Mercedes с их исчезающе малыми объемами выпуска. Машина попадала скорее в «верхне-средний» класс, где у всех конкурентов были шестицилиндровые моторы с отдачей порядка пятидесяти сил и где она выглядела на общем фоне вполне авантажно. (Быстроходный 90-сильный BMW 335 поспел на рынок значительно позднее и к тому же был выпущен весьма ограниченной серией, так что погоды он не делал.) Сообразно своему флагманскому статусу автомобиль получил гордое военно-морское имя Admiral, крупным шрифтом проставленное на боковинах капота перед вентиляционными прорезями, — там, где на американских машинах обычно указывалось наименование серии: Special, Master De Luxe и так далее.

Серийное производство новой большой модели удалось по-настоящему развернуть лишь к февралю 1938 года; вскорости после этого начались и продажи. За автомобиль просили шесть с половиной тысяч рейхсмарок в закрытом варианте и семь тысяч — в открытом. Рамная конструкция шасси позволяла предлагать Opel Admiral не только в этих двух «заводских» версиях, но и с другими типами кузова, которые выполнялись в небольших количествах сторонними поставщиками. Ателье Glaeser в Дрездене строило четырехдверные фаэтоны, фирма Hebmueller в Бармене (Вупперталь) — стильные двухдверные кабриолеты и лимузины на шесть персон с внутренней перегородкой; такие модификации стоили, естественно, дороже фабричных. Любой вариант можно было при желании — и за отдельную плату — прямо на заводе доукомплектовать радиоприемником фирмы Blaupunkt: это была модель 7 А 78, рассчитанная на установку под приборную панель автомобиля.
 
К сожалению, век модели Opel Admiral на производстве оказался до обидного коротким. Удачную в общем машину погубил ее «грузовой» двигатель: стоило Германии развязать осенью 1939 года мировую войну, как ее власти — нимало не считаясь с мнением заокеанских собственников предприятия Opel в Рюссельсхайме — свернули выпуск всех легковых моделей. Фронт требовал грузовиков, а не цивильных легковушек, — и все изготовленные моторы теперь доставались именно армейским грузовикам, той самой модели Opel Blitz. С февраля тридцать восьмого года по октябрь тридцать девятого успели выпустить всего лишь 6404 машины Opel Admiral, — три с половиной тысячи закрытых, 2314 открытых (с середины 1939 года наряду с четырехдверным фаэтоном начали предлагать и двухдверный кабриолет фабричной работы за те же самые семь тысяч рейхсмарок) плюс еще 590 экземпляров шасси без кузова для последующей достройки силами вышеупомянутых кузовных ателье.

А до наших дней из этого совсем не рекордного количества дошло и того меньше, — уже проданные автомобили реквизировали у законных владельцев и отправляли опять же на фронт, главным образом для работы в качестве штабных машин, и подавляющее большинство из них на этом фронте и погибло: на войне как на войне. А те, что в этой мясорубке каким-то чудом все же уцелели, — достались победителям, — главным образом нашим солдатам, — в качестве трофеев. Какое-то время после войны встретить Opel Admiral на наших улицах можно было куда чаще, чем на его родине — в Германии. Такие машины вовсю разъезжали по нашей литературе, — и мемуарной, и современной, вроде повестей Кабакова или рассказов Эппеля, — их можно различить в транспортном потоке на старых послевоенных открытках с видами Москвы или Питера, но сейчас их осталось совсем немного.
 
Возобновлять после окончания войны производство своей флагманской модели фирма Opel не стала, — завод ее лежал в руинах, да и необходимость в автомобилях такого класса отпала для Германии надолго.
 
Opel Admiral 1938 (1937 - 1939)
изготовитель
артикул
NEO
NEO43195
4-6-местный рамный автомобиль классической компоновки. Автомобиль повышенного комфорта с мощным двигателем - верхушка модельного ряда Опеля тех лет. Начало выпуска - 1937 год. Автомобиль с самого начала выпускался с одним типом кузова - 4-хдверный лимузин (самый распространённый, было выпущено 3500 штук). Спустя год появились 4-дверные и 2-хдверные кабриолеты (двухдверка - очень редкая модель с кузовами фирм Глезэр, Хэбмюллер (всего их было произведено 80 штук) и с кузовами фирм Баур и Опель (590 штук).

Кроме того, выпускались и совсем уж экзотические Адмиралы с кузовами: 4-дверный кабриолимузин и 2-дверный лимузин. Эти автомобили можно смело отнести к разряду раритетов.

Двигатель: 75л.с./3200об./мин., рядный 6-цил. 4-тактный OHV (верхнеклапанный), 3626 см3, блок и головка из серого чугуна. Диаметр цилиндра/Ход поршня: 90/95 мм, Порядок работы цилиндров: 1-5-3-6-2-4. Степень сжатия: 6:1. Карбюратор: Опель, вертикальный, с падающим потоком.
Двигатель агрегатировался с 3-скоростной коробкой передач. Передаточные числа коробки передач: I - 2.94, II - 1.66, III - 1.00, задняя - 3.78. Передаточное число и тип главной передачи: 43 : 10, конические шестерни со спиральным зубом. Передняя подвеска: независимая, типа Дюбонне. Задняя подвеска: цельная ось (Банджо) на двух продольных полуэллиптических рессорах.

Вес в эксплуатационном состоянии: 1540 - 1605 кг. Длина: 5265 мм, ширина: 1800 мм, высота: 1625 мм (кабриолет - 1610 мм). База: 3155 мм, дорожный просвет: 190 мм. Диаметр поворота: направо - 12,5 метров, налево - 12,6 метров. Ножной тормоз: колодочный, с гидравлическим приводом на все колёса, типа Бендикс-Дуосерво.

Максимальная скорость по асфальтированному шоссе: 132 км/ч. Размер шин: 6,50-16 дюймов. Ёмкость топливного бака: 70 л. Расход топлива: 19,7 л/100км (по другому источнику - 17,5 л/100км)

Опель для Германии 30-х годов был тем же, чем и Форд для Америки. Его развитие проходило под лозунгом "Посадим Германию на колёса". Автомобили Опель были дёшевы, надёжны и современны, но занимали в немецкой автопромышленности ниши в среднем и малом классах. Остальные немецкие конкуренты в этих классах оставались далеко позади по объёмам продаж.

Опель-Адмирал был попыткой захватить место под солнцем в более высоком классе, где царствовали
Мерседес-Бенц и Хорьх. Кажется эта попытка удалась. На базе Адмирала выпускались даже грузовые минигрузовички с грузовыми платформами.
Было произведено всего: 6404 "Адмирала".
 
Opel Admiral Cabriolet 1938 (1938 - 1939)
изготовитель
артикул
Жилин
UB012-2
В конце 20-х Европу взяли на абордаж. Так и не сумев толком справиться с послевоенной разрухой, европейские промышленные фирмы становились легкой добычей для отсидевшихся за океаном янки. В 1925 году ребятня делала кораблики из газет, сообщавших, что на родине адмирала Нельсона пал еще один бастион - некогда успешная английская автомобильная фирма Vauxhall теперь принадлежит американскому концерну General Motors.

Немецкий Adam Opel AG, хотя и имел на внутреннем рынке долю в 40 процентов, вынужден был последовать примеру англичан. "Предатели Фатерланда" списались с президентом GM Джеймсом Муни, и через три года в Висбадене было подписано соглашение о передаче в руки американцев контрольного пакета акций в размере 80 процентов от общего капитала. Оставшиеся двадцать семья Опелей тоже передала GM. Прежним хозяевам осталась марка с их именем и, что более важно, 120 миллионов марок за сделку.

Первая "американская" модель Opel была показана на Берлинском автосалоне в 1935 году. Впрочем, немецкий патриотизм в связи с этим никак не пострадал. Это была первая в Германии крупносерийная модель, в которой рама составляла единое целое с кузовом, оснащенным 1,3-литровым двигателем. Но главной удачей было название - Olympia. Кстати, точно так же назывался знаменитый документальный фильм Лени Риффеншталь, воспевавший красоту и силу немецких спортсменов - участников Олимпийских игр в Берлине в 1936 году.

Не менее удачными были и последующие модели "Опеля", названия которых поощряли еще одну прусскую "слабость" - тягу ко всему милитаристскому. Малолитражка получила имя Kadett. Автомобиль с 2,5-литровым двигателем и цельноструктурным кузовом-рамой стал зваться Kapitaen. Наконец, флагманом марки стал самый большой морской начальник – Admiral.

"Опель Адмирал" был впервые показан на Берлинском автосалоне в 1937 году, и если не слишком радовал изощренный глаз любителей "Мерседесов" и "Хорьхов", то, во всяком случае, был самым красивым и обтекаемым немецким автомобилем - с овальными фарами и длинным покатым багажником, который называли "бобровый хвост".

Admiral предлагался только с двумя типами серийных кузовов: четырехдверный лимузин стоимостью 6500 рейхсмарок и четырехдверный кабриолет, который обходился на пять сотен дороже. Любители эксклюзива за 8580 марок могли побаловать себя роскошным пульман-лимузином с просторным задним отделением, дополнительными сиденьями и внутренней перегородкой. Машины строила независимая кузовная фирма Hebmueller. Тот, кто неровно дышал к двухместным кабриолетам и родстерам, мог заказать нечто прогулочно-спортивное у кузовщиков Glaeser или Erdmann und Rossi. Тюнинг получался условно привлекательным - тогдашний европейский автостиль был консервативен и совершенно не вязался с американской дизайнерской школой. Особенно аляповатыми на двухместном кабриолете выглядели стандартные фары, утопленные в крыльях.

В кинотеатрах тогда крутили короткометражный ролик. По пустынному автобану мчится кабриолет Opel Admiral. На пассажирском сиденье - дамочка. На ней косынка в горошек. Она испуганно спрашивает водителя: "Ты уже час едешь со скоростью сто двадцать километров в час, не вредно ли это для машины?" "Что ты, дорогая, это не предел". Камера наезжает на шкалу спидометра. "Сто тридцать, сто тридцать пять, сто сорок!" - восторженно восклицает фрау. Рядом со спидометром - юбилейная медаль с цифрой 75 - именно столько исполнилось фирме в 1938 году.

На "Адмирал" устанавливалась рядная "шестерка", цилиндры которой отливались вместе с верхней частью картера из серого легированного чугуна. Ось вращения коленвала была смещена относительно оси цилиндров. Поршневые кольца имели незначительную конусность для лучшей приработки. Прерыватель-распределитель системы зажигания кроме центробежного автомата опережения имел еще вакуум-корректор. Иными словами, по своей конструкции и компоновке двигатель Opel Admiral полностью базировался на американских моторах Chevrolet и был самым передовым силовым агрегатом на немецких автомобилях того времени.

В дальнейшем этот же мотор ставился на грузовик Opel Blitz Typ 3,6, активно поставлявшийся Вермахту. С этим, кстати, связана одна страшноватая история. К середине 30-х овальная эмблема синего цвета с надписью Opel уступила место летящей торпеде - одновременно и военно-морская тема, и нечто, напоминающее накапотные эмблемы Chevrolet. Впоследствии знаком фирмы стала молния, по-немецки Blitz, долгое время напоминавшая пережившим войну эсесовские руны.

Внутри "Адмирала" было удобно, как в каюте флотоводца. Просторные и мягкие диваны с обязательным откидным подлокотником сзади. Функциональная и красивая панель, навеянная приборными щитками автомобилей GM. Спицованное рулевое колесо почти точно повторяло руль Cadillac. Мощная отопительная установка, электрический прикуриватель, пепельница перед ветровым стеклом и электрические часы были стандартным оборудованием на Opel Admiral. Огромный багажник закрывался отдельной крышкой, в то время как у конкурентов - Mercedes 290, Horch 930U или Adler Diplomat - багажники не отличались ни вместимостью, ни удобством. В качестве опций можно было заказать ламповый двухдиапазонный радиоприемник Blaupunkt Autosuper.

В конце 30-х Adam Opel AG уже давно перешагнул стотысячный рубеж годового выпуска и мог смело претендовать на звание самого крупного автопроизводителя в Европе. Космополиты даже называли фирму немецким "Фордом", фирмой, "посадившей Германию на колеса". Разумеется, нацистам это очень не нравилось. Они окружили фирму неустанным вниманием, создав целый штат контролеров и инспекторов, постоянно диктовавших свою политику. Параллельно велась работа по созданию расово чистого, арийского народного автомобиля KDF (Kraft durch Freude - "Сила через Радость"), впоследствии ставшего маркой Volkswagen.

Успехи "Опеля" приносили мало пользы и заокеанским хозяевам. Принятый нацистами еще в 1934 году закон запрещал экспортировать немецкую валюту - те 3,5 млн долларов, которые Opel зарабатывал ежегодно, оставались замороженными. Финансисты концерна прибегали к бухгалтерской акробатике - часть прибыли обращали в товар, в надежде вывезти его в США и продать там за доллары. Однако большинство американцев уже успели стать антифашистами и потому не хотели покупать вязальные машинки или елочные игрушки с клеймом Made in Germany. В 1940 году Opel был национализирован.
Самый роскошный Opel назывался Admiral отнюдь не в честь командующего германским подводным флотом адмирала Деница. И тем более не в честь главнокомандующего Тихоокеанским флотом США адмирала Нимица. И тем не менее партийные лидеры, министры и военачальники Рейха не жаловали "Адмирал", боясь прослыть прислужниками иностранного капитала. Была, пожалуй, лишь одна категория подданных Третьего Рейха, которым прощались их маленькие слабости. "Нельзя всех подгонять под один стандарт, - как-то заметил фюрер. - Это следует делать хотя бы уже потому, что иначе мы лишим наших женщин удовольствия носить вещи иностранного производства".

OPEL ADMIRAL CABRIOLET
       Количество дверей/мест 4/6
       Тип двигателя/привод карбюраторный, водяного охлаждения/задний
       Число/расположение цилиндров 6/рядно
       Мощность (л.с. при об./мин.) 75/3200
       Рабочий объем (куб. см) 3626
       Длина/ширина/высота (мм) 5265/1800/1710
       Максимальная скорость (км/ч) 132
       Разгон до 100 км/ч (сек.) 19
       Расход топлива (л/100 км) 18
       Цена нового автомобиля в 1938 году (рейхсмарки) 7000

 
Opel Admiral Cabriolet Hebmüller 1938 (1937 - 1938 - 1939)
изготовитель
артикул
номер
Matrix
MX41502-031
253  / 400
К салону 1938 года руководство руководство Opel, попросило Пауля Хебмюллера изготовить на "адимиральском" шасси парадный кабриолет. Одну основу, на грузовике, перевезли в Вуперталь. Раппольд, с несколькими рабочими, буквально на коленке, построил стильный 2-местный кузов с длинным струящимся  задом, и мягким верхом, складывающимся при помощи  сверкающих циркулей. Машину выставили на стенде Karosserie Hebmüller , дабы предлагать новинку, как самостоятельное изделие. Эксперты отметили, что 2-местная компоновка ухудшает развесовку автомобиля, а куцые задние крылья сильно диссонируют с общим видом автомобиля. Стилист Лютценкирхен предложил установить в кокпите автомобиля поперечное сиденье, прикрыть задние крылья стильными щитками, и сделать цветовую разбивку "банан". Цену на такой модный аппаратец объявили в  8450 рейсмарок.

Фирма из Вуперталя делала ещё один заказной кузов на шасси Opel Admiral, 6-местный пульман-лимузин с внутренней стеклянной перегородкой, размещённым в ней приёмником Blaupunkt, откидными сиденьями среднего ряда - страпонтенами, и менее покатым задом. Представительский пульман был несколько длиннее обычного седана - 5320мм. Ширина и высота остались прежними, но за счёт дополнительных боковых окон и укороченного "хвоста", пульман выглядел значительно массивней. Правительство Третьего Рейха не очень жаловало фирму с американским капиталом, но пульман-лимузин ценой 8580 рейхсмарок заказывался для бургомистров рейнских городов, дипломатической службы и военно-морского ведомства.

Opel Kapitän Cabriolet Hebmüller 1940 (1938 - 1940)
изготовитель
артикул
номер
Matrix
MX41502-021
210  / 500
Первая модель, носившая имя Kapitän, стала последним предвоенный автомобилем фирмы. На внутреннем рынке её премьера состоялась в конце 1938 года, а весной 1939 «Капитен» был экспонатом Женевского Автосалона. Модельный ряд включал в себя двух- и четырёхдверный седаны и кабриолет. До прекращения производства гражданских легковых автомобилей к осени 1940 года успели выпустить 25 371 автомобилей. Также, в 1943 годусобрали ещё три автомобиля — общий выпуск, таким образом, составил 25.374 экземпляра.

Стоимость автомобиля составляла: в версии двухдверного седана — 3.575рейхсмарок; четырёхдверного — 3975 RM; кабриолета — 4325 RM.

Автомобиль имел современную, для тех лет, конструкцию — независимая передняя подвеска и несущий кузов делали его одним из наиболее совершенных серийных автомобилей в Европе.
Трофейные автомобили этой модели имели очень широкое распространение в СССР в послевоенные годы.

Силовая структура днища кузова и передняя подвеска «Капитена» этого поколения благодаря своей передовой конструкции и доступности для изучения были использованы в СССР инженерами ГАЗа при разработке автомобиля ГАЗ-М-20 «Победа», однако, напрямую скопированы не были.

Как и в модели Opel Olympia, которая вышла на рынок в 1937-м, Opel Kapitan получил единый несущий кузов. 2,5-литровый 6-цилиндровый двигатель в 55 л.с. разгонял автомобиль весом 1230 килограммов до 126 км/ч. По сравнению с Super 6, Opel Kapitan предлагает больше пространства, больше комфорта и более вместительный багажник.

Водители особенно ценили его способность справляться с любыми дорожными и погодными условиями, а внимание Opel к деталям предугадывало многие желания путешественников: зеркало заднего вида без слепящего блеска, регулируемые вентиляционные люки, и, как подчеркивает реклама тех лет, закрывающиеся пепельницы в салоне. Система обогрева в комбинации с вентилятором и омывателем лобового стекла делают его идеальным средством передвижения для поездок на лыжные прогулки: в конце 1930-х – начале 1940-х годов катание на лыжах переживает всплеск популярности.

Отзывы в прессе были на грани эйфории: «Автомобиль для любых целей, для людей любого пола, для любой страны», - писали журналы того времени. Opel Kapitan знаменует собой начало весьма успешного модельного ряда, который радовал потребителей по всему миру вплоть до 1970 года.

К 1940 году было произведено и продано более 25 тыс. моделей Opel Kapitan. Крупнейший иностранный покупатель – Швеция (7200 автомобилей), за ней следует Дания (3250 автомобилей). Opel Kapitan приобрел также популярность в Аргентине, ЮАР, Коста-Рике, Китае и в Новой Зеландии. В результате, Opel в 1940-х годах стал крупнейшим европейским автопроизводителем.
 
Opel Kapitän 1948 (1948 - 1950)
изготовитель
артикул
Altaya (Opel Collection) / IXO
OPEL-13
Опель Капитан - первая послевоенная модель Опеля в большом классе. Сделана она была для того, чтобы составить конкуренцию Мерседес-Бенц 220. Модель выпускалась с кузовом четырехдверный седан. Модель оснащали шестицилиндровым карбюраторным двигателем объемом 2473 куб.см. мощностью 55 л.с. при 3500 об. Коробка передач: ручная, 3 скорости вперед, одна назад. Тормозная система с гидроприводом. Задние тормоза барабанные. Размеры: 4620 х 1660 х 1640 мм. Вес автомобиля - 1230 кг. Максимальная скорость - 126 км/час.

Всего с октября 1948 по февраль 1951 было выпущено 30.466 экземпляров Опель Капитан. Базовая цена модели - 9950 немецких марок. 



Война закончилась, завод в Рюссельсхайме лежал в руинах, а побежденным немцам запретили выпускать легковые автомобили с двигателями больше полутора литров. Дешевый Opel Kadett был бы неплохим вариантом, но всю документацию и оборудование в счет репараций вывезли советские войска, так что машина возродилась уже как "Москвич 400". Сам же "Опель" сумел наладить выпуск грузовиков Blitz с "капитановским" 2,5-литровым мотором.

Безрадостное существование некогда процветавшей фирмы длилось до 1948 года, когда представители General Motors, наконец, посетили свой немецкий филиал. Ограничения оккупационных властей к тому моменту существенно ослабли, и американцы решились на возобновление производства модели... Kapitan. Почему не малолитражной "Олимпии"? Да потому что сборка двигателей для "Капитана" уже была налажена и выпуск готовой продукции можно было начать намного быстрее, чем в случае с компактом.

Opel Kapitan'48 был почти точной копией довоенного хита. Почти - потому что, стремясь удешевить машину, боссы GM отказались от сложной головной оптики, заменив ее привычными "кругляшами". Сама машина не изменилась, но изменились времена, и шестицилиндровый силовой агрегат объемом далеко за 2000 "кубиков" считался титаническим. Прибавьте к этому 4,62 м длины, и перед вами настоящий лимузин. Именно так и воспринимался Kapitan в тяжелые послевоенные годы. Главным соперником большого "Опеля" стал Mercedes 220 (W187) в довоенном, в общем-то, кузове, так что не было ничего удивительного в том, что "Капитан" быстро возглавил список самых популярных авто в высших классах.

 
Opel Kapitän 1951 (1951 - 1953)
изготовитель
артикул
Minichamps
430043308
В феврале 1951 года модель несколько обновили. В угоду популярным в то время американизмам машине зрительно удлинили задние крылья и переделали переднюю часть. После чего модель получилась одной из самых элегантных и представительных седанов в Европе. Двигатель также немного модернизировали, после чего он стал выдавать на 3 л.с. больше (58 л.с.) что позволило автомобилю развивать максимальную скорость 128 км/ч.

С марта 1951 по июль 1953 года было выпущено 48.587 экземпляров. Базовая цена - от 9600 марок. 



Первые изменения Opel Kapitan перенес в феврале 1951 года. В угоду моде кузов получил удлиненные задние крылья (американский аэростиль вернул трехобъемные силуэты) и облицовку фальшрадиатора из толстых хромированных балок. Пожалуй, по-флотски элегантный Kapitan образца 51-го года был самым красивым из представительских европейских седанов своего времени. Все-таки понтонные рамные кузова конкурентов поначалу выглядели скучновато. Изменения, которым подвергся "Опель", не были чисто внешними: у двигателя немного возросла степень сжатия, и мощность поднялась до 58 л. с. Выросла и скорость автомобиля - до 128 км/ч. И вот здесь он уже существенно отставал от многих аналогов. Взять, например, британский Rover P4 75, чья "шестерка" объемом 2,1 л выдавала 75 л. с. Рамный "англичанин", весивший на 200 кг больше "Капитана", был вдобавок и быстрее - 135 км/ч. Счастье немцев, что британцы не видели перспективы в завоевании рынка континентальной Европы и экспортировали свои машины в США.

 
Opel Olympia Cabriolet 1952 (1936 - 1953)
изготовитель
артикул
Minichamps
480040434
В феврале 1936 года на Берлинском автосалоне был представлен автомобиль Olympia — первая серийная машина с цельноструктурным несущим кузовом. Она положила начало новому направлению в конструировании малолитражек. Автомобиль был назван в честь Олимпийских игр, проходивших в 1936 году в Берлине. Эта малолитражка отличалась от своих предшественников низкой массой в сочетании с высоким уровнем пассивной безопасности и хорошей аэродинамикой. Благодаря несущему кузову инженерам удалось уменьшить высоту автомобиля, а главное — его вес. Внешность претерпела серьёзные изменения. У модели впервые в истории фары были включены в кузов, а не крепились отдельно на крыльях. Всё это определило дальнейший облик моделей и их незабываемый стиль.

В период с 1941 по 1945 год компания Opel занималась, как и все другие национализированные предприятия Германии, выпуском оружия и военной техники для нужд вермахта. В 1942 году GM отнесла Opel в разряд военных потерь, оценив их в $34 980 024. В свою очередь, Opel стал «Образцовым национал-социалистическим предприятием».

Для послевоенного восстановления разрушенного хозяйства в своих зонах оккупации американцам, прежде всего, были нужны грузовые автомобили.Затем очередь дошла и до легковых автомобилей. Проще всего было бы возобновить производство Opel Kapitan — ведь сборка двигателя «от него» уже наладилась — но оккупационные власти не разрешали выпуск легковых автомобилей с двигателями объёмом более 1,5 л. Наиболее мощной из удовлетворявших этому требованию машин оказалась Olympia, которая и была в ноябре 1947 года запущена в серийное производство.

В 1951 году был произведён рестайлинг модели Olympia — появились новая крупная решётка радиатора с горизонтальными рёбрами и огромный бампер. Рычаг КПП переместился на рулевую колонку.

В 1953 году был выпущен стотысячный автомобиль этой марки, и его заменила принципиально новая модель
Олимпия-Рекорд.

Opel Olympia Rekord Limousine 1954 (1953 - 1957)
изготовитель
артикул
NEO
NEO43735
Наступил 1951 год и пришло время изменить и модифицировать модельный ряд. Рестайлингу подверглась модель Opel Olympia. Изменения коснулись как внешнего вида, так и системы управления, а именно кулиса КПП стала размещаться на рулевой колонке. Появились горизонтальные рёбра на решётке радиатора и большой бампер.
 
Стотысячный автомобиль выпустили в 1953 году. Спустя 2 года снова начали выпускать Opel Kapitan. Отличительной особенностью от предыдущих выпусков являлись фары ввиду отсутствия возможности наладить производство светорассеивателей сложно формы. Период выпуска этого автомобиля 1947-1953 года. Главный завод в Рюссельхайме удалось восстановить только в 1950 году - это значительно улучшило положение дел компании.
 
Постепенно объёмы производства росли и к 1953 году они превысили довоенный уровень. В этом же 1953 во Франкфуртском автосалоне была представлена новая модель Opel Olympia Rekord P-1. Этот автомобиль выпускался на протяжении 1953-1957 годов в двух исполнениях: двудверный седан и универсал.
 
В 1957 году Opel Olympia Record подвергся внешнему рестайлингу и автомобиль достиг колоссальных успехов в продажах. Автомобиль был назван Opel Rekord P-1.
 
 
Opel Olympia Rekord Caravan "Ewige Ruhe" 1954 (1953 - 1957)
изготовитель
артикул
тираж
Schuco
450266600
1000 шт.
С самого начала автомобильной эры существовало четкое разделение между коммерческими автомобилями, в которые помещались объемные товары и грузы, и автомобилями для перевозки людей, обеспечивавшими максимальное пространство и комфорт для водителя и пассажиров. Большинства бытовых задач, справиться с которыми сегодня помогает универсал, раньше просто не существовало. Не было необходимости загружать в багажник продукты на неделю или перевозить на заднем сидении доску для серфинга для отдыха на море. До 1930-х годов багаж никогда не размещался даже и в салоне автомобиля: обычно вещи упаковывали в массивные коробки, которые привязывали к специальным планкам, закрепленным на задней панели, или на подножках экипажа.

Когда небольшая американская компания Hudson представила свой новый универсал Terraplane Station Wagon в декабре 1936 года, лишь немногие могли представить, что эта модель изменит взгляд на передвижение на автомобиле: на поездки в отпуск, по делам или просто на путешествие всей семьей. В то время новый автомобиль расценивался не более чем попытка создания очередного «гибридного» дизайна через совмещение пропорций седана и мини-вэна.

И все же Terraplane с его деревянной обшивкой и массивной дверью багажника стал оригинальным бескомпромиссным воплощением концепции универсала, которая впервые поступила в массовое производство. Но, к сожалению, этой идее не суждено было завоевать большого успеха на рынке вплоть до окончания Второй мировой войны - в основном, потому, что в это время просто не было спроса на просторные многоцелевые автомобили.

Ситуация изменилась в середине 1940-х с подъемом среднего класса, в основном состоящего из частных торговцев, торговых представителей и отдельных мастеров-ремесленников, которым требовался автомобиль для профессиональных нужд, но которые не могли позволить себе покупку дополнительной машины еще и для семьи. Все крупнейшие американские производители стали продавать универсалы. Однако они отдали производство кузовов на подряд мелким поставщикам, т.к. производство небольших серий отнимало много времени, что было нецелесообразно для крупных производителей.

Небольшие компании-производители делали кузов из дерева или из сочетания дерева и стали. И хотя кузова первых американских универсалов (известные, как «woodies» - от «wood», «дерево») сегодня расцениваются как внешне очень привлекательные, на самом деле, они были не более чем временным решением проблемы. Поставщики кузовов использовали дерево, т.к. наладить обработку стали было бы для них слишком сложно.

По мере того, как уверенно стал расти спрос на такой многоцелевой автомобиль, крупные американские концерны запустили собственное производство и начали использовать стальные конструкции, часто прибегая к имитации с помощью деревянных панелей, чтобы добиться визуального отличия от обычных грузовых фургонов.

В Европе отличия между грузовым и пассажирским автомобилем стали стираться с появлением новой конструкции кузова несущего типа. Но произошло это только в начале эры немецкого экономического чуда (Wirtschaftswunder) в 1950-х гг.

Как и в США несколькими годами ранее, подъем среднего класса вместе с бэби-бумом спровоцировал спрос на новый тип автомобиля. Универсалы стали идеальным решением проблемы, т.к. они могли служить «рабочей лошадкой» всю неделю и превращаться в семейный экипаж на выходных. Opel стал первым производителем, подхватившим эту тенденцию и предложившим такой многоцелевой автомобиль. В 1953 году на Международной автомобильной выставке во Франкфурте Opel представил первый настоящий европейский универсал: вместе с седаном был продемонстрирован Olympia Rekord с квадратной задней частью кузова с боковыми окнами. Обе модели отличались приземистой конструкцией с характерной «акульей» передней частью, но именно универсал дал название, ставшее впоследствии олицетворением целой эпохи автомобильной истории: "CarAvan". Согласно легенде, комбинация слов «car» (машина) и «van» (грузовой фургон) стала названием благодаря игре слов в вопросе: «Is this car a van?».

В отличие от привычных грузовых машин, напоминающих коробку на колесах, Opel Olympia Rekord Caravan 1953г. соответствовал всем современным стандартам, что расценивалось несколько экстравагантно для того времени. «Всего несколько движений, - гласила реклама Opel, - и без каких-либо усилий вы сможете сложить задние сидения - и ваш элегантный и респектабельный Opel Caravan превратится в настоящий грузовой автомобиль, что гарантирует вам повышенную функциональность и настоящую экономию».

Универсал быстро стал «последним писком моды» в Европе, благодаря идеальному сочетанию элегантности и презентабельности седана и практичности грузового автомобиля. В Германии этот новый тип кузова стали называть «Caravan» или «Kombi» (сокращенно от «Kombinationsfahrzeu» - пассажирско-грузовой автомобиль).

Концепция универсала стала привлекать все больше людей, не стремящихся использовать его исключительно для торговых целей. Модель Opel в кузове универсал завоевала популярность, сопоставимую с другими новинками Opel. Было выпущено около 23 400 универсалов 1953 и 1954гг., что составило свыше 10% от продаваемых седанов. К 1955 году количество универсалов в этом соотношении достигло 20%: 107 000 седанов и 24 000 универсалов.

Opel Kapitän 1954 (1953 - 1955)
изготовитель
артикул
Starline
570237
В ноябре 1953 года Капитан снова модернизировали. Исчезли с боковин отдельно выдающиеся крылья. Снова поменялось решение передка. На боковой поверхности кузова появились хромированные молдинги. В передних дверях - поворачиваемые форточки. Спереди - противотуманные фары. Кузов потяжелел на 20 кг (1250 кг.) и немного удлинился (4710 х 1760 х 1600 мм.). Подвергся модернизации и мотор. При том же объеме он стал выдавать уже 68 л.с. Максимальная скорость возросла до 138 км/час. С октября 1954 года двигатель еще раз модернизировали - опять добавили 3 л.с. (71 л.с.).

Всего с ноября 1953 по июль 1955 было выпущено 61.543 экземпляров Опель Капитан. Базовая цена модели - 9660 немецких марок.
 
Opel Kapitän 1956 (1956 - 1957)
изготовитель
артикул
тираж
Schuco
02639
1000 шт.
В ноябре 1954 года в серийном производстве был освоен совершенно новый кузов для модели Kapitän. Машина стала длиннее и шире предшественника, двигатель остался прежним, но степень сжатия была повышена до 7,0:1 — это подняло мощность до 67 л.с. Цена составила 9,500 дойч-марок.

В 1955 году мощность двигателя довели до 70 л.с., а в 1956 — до 74 л.с. Задний мост был модернизирован, получил торсионный стабилизатор поперечной устойчивости и тормозные барабаны несколько увеличенного диаметра.

Для 1956 года дизайн модели был несколько обновлен — появилась решетка радиатора типа «китовый ус», фары были утоплены в крылья, изменился дизайн подфарников и рельеф боковины кузова. Максимальная скорость достигла 140 км/ч, а расход топлива снизился до 11,5 л./100 км.

С мая 1957 года по заказу машину стали оснащать 3-ступенчатой полуавтоматической трансмиссией с четвёртой передачей-овердрайвом (первые три передачи переключал водитель, а четвретая повышающая включалась автоматически).

Всего с ноября 1953 по февраль 1958 выпустили 154,098 Капитенов этой модели. В те годы это была третья по популярности модель в Германии, после «Жука» и Opel Rekord

Opel Rekord P1 1958 (1957 - 1960)
изготовитель
артикул
тираж
Minichamps
430043262
1008 шт.
В середине 50-х годов прошлого века Европа стремительно преодолевала последствия войны. Благосостояние населения росло, вслед за ним рос и видоизменялся автомобильный рынок: на смену убогим микролитражкам приходили среднеразмерные семейные седаны. Иными словами, как и чуть раньше в Америке, наметилась тенденция к увеличению габаритов автомобиля, и все чаще, обращая взоры на яркие образцы стиля, получившего название «детройтского барокко», европейцы думали, что неплохо бы и им обзавестись подобными машинами, только, может быть, чуть поменьше и поэкономичнее. И старосветские производители пошли навстречу – даже Mercedes не избежал реверанса в сторону Детройта. Но лучше всех смешение «немецкого с мичиганским», понятное дело, удавалось компаниям, связанным с американцами, а первой из таковых был Opel. В июне 1957 года с конвейера в западногерманском Рюссельсхайме стала сходить принципиально новая модель, пришедшая на смену заслуженному компакту Opel Olympia Rekord.
 
Чтобы не отпугнуть консервативных приверженцев марки, руководство «Опеля» сохранило имя Olympia Rekord, всего лишь добавив к нему индекс P1 (первое поколение), тем самым как бы говоря, что это по-прежнему старый добрый «Опель», только он теперь другой. Он действительно был другим: тяжеловесные формы с низкой крышей, характерные для начала десятилетия, были забыты, и перед покупателями предстал довольно типичный образец дизайна General Motors образца 1955-56 годов, только слегка уменьшенный в размерах. Панорамные стекла спереди и сзади, по-голливудски «улыбающаяся» радиаторная решетка и, конечно же, хвостовые «плавники» - это было именно то, чего хотели европейцы в 1957 году. Новый Opel был почти копией Chevrolet Bel Air, но еще больше он походил на его солидного «сводного брата» Buick Century (кому-то может показаться странным, но на тех рынках, где американские и европейские машины продавались совместно, «Опели» реализовывались именно через дилерскую сеть престижного «Бюика»). Причем дизайнеры отнюдь не стыдились этого сходства, а напротив, старались доказать его неслучайность: через борт немецкого седана лихим росчерком проходил фирменный «бюиковский» хромированный молдинг, как подпись художника, подтверждающая подлинность шедевра.
 
Дебютант был построен на удлиненной на 20 сантиметров платформе старушки «Олимпии», то есть за внешним лоском «Рекорда» немцы спрятали чрезвычайно консервативную «начинку». Ведь «Олимпия» была разработана еще в середине 30-х, к берлинской олимпиаде (откуда, собственно, и название модели), и нет ничего удивительного в том, что ездовые качества архаичной заднеприводной машины были так себе. Впрочем, мода на спортивность придет лишь в следующей декаде, а пока потребитель еще не слишком избалован, ему можно продать что угодно, лишь бы не ломалось и выглядело красиво. Автомобиль приводил в движение довоенного же происхождения полуторалитровый мотор о четырех цилиндрах в сочетании с не менее «антикварной» трехступенчатой механической КПП; двигатель этот был низкофорсированным, а значит, надежным. И пусть его отдача была скромна даже для тех лет - 45 л. с. при 3900 об/мин, - максимальная скорость была по меркам 50-х приемлемой, 122 км/ч. Причиной тому – небольшой вес «Опеля»: например, он был почти на полтора центнера легче британского аналога Austin A55 Cambridge. Здесь сказалась разность европейского и американского подходов к созданию автомобильных кузовов: в Старом Свете предпочитали прочные кузова из толстого металла, в США же, чтобы придать кузовным панелям причудливые формы, толщину стального листа существенно снизили. А Rekord, этот резидент американского автомобилестроения в Германии, естественно, строился в соответствии с американской технологией.
 
Внутри автомобиль также был больше «американцем», нежели «европейцем»: комплектация даже дешевых версий предусматривала настройку положения переднего дивана (отдельных сидений еще не было) и автоматически включающуюся потолочную лампу. Спидометр, размеченный до скромных 140 км/ч, имел градацию «безопасной» и «опасной» скорости: линейка под цифрами была красной до 120 км/ч и черной после, - это был выход за пределы в полном соответствии с фирменным «джиэмовским» слоганом «Gives you More». Добропорядочные бюргеры были сражены на месте, и очень скоро продажи превзошли самые смелые прогнозы. Спустя некоторое время имя «Олимпия» сохранилось лишь для наиболее дешевых комплектаций, а дорогие именовались просто Rekord, что и дает нам право считать первым поколением легендарного «Рекорда» именно модель 1957 года. Кстати, упомянутые «Олимпии» были лишены «бюиковского» молдинга, то есть практичные немцы нашли способ без лишних затрат выпустить и «свой Buick», и «свой Chevrolet». В англоязычных странах такая модельная политика называется badge-engineering.
 
В 1959-м линейка «Рекорда» претерпела существенные изменения. Во-первых, наконец-то добавился четырехдверный седан, во-вторых, для любителей быстрой езды был предложен новый двигатель (точнее, попросту «расточен» старый) объемом 1,7 литра и мощностью 55 л. с., - с этим мотором машина могла развить уже до 132 км/ч. В-третьих, как показала практика, спрос на простые и дешевые семейные машины оставался довольно высоким, и Opel, не имевший настоящего компакта, не придумал ничего лучшего, как выпустить до предела упрощенную версию двухдверного Olympia Rekord P1, укомплектованную 40-сильным мотором в 1205 «кубиков». Имя «эрзац-компакту» было выбрано незатейливое, под стать самому автомобилю, – Opel 1200; машина стала еще легче и не очень сильно потеряла в скорости (115 км/ч), при этом она стоила на 700 с лишним марок дешевле версии Rekord 1700 – для тех лет существенная разница. Opel 1200 «пережил» основные модели серии P1 на два года, уступив место лишь «настоящему» компакту Kadett A (1962).
 
Opel Rekord P1 Caravan 1958 (1957 - 1960)
изготовитель
артикул
тираж
Minichamps
430043308
1200 шт.
Первоначально Opel Olympia Rekord P1 представлял собой только двухдверный седан, но уже через месяц после премьеры гамма кузовов расширилась за счет трехдверного универсала. Причем в Рюссельсхайме пошли на еще одну мини-революцию: вопреки сложившимся стереотипам, Rekord Caravan преподносился не как банальный фургон, а как легковой автомобиль, способный при необходимости служить грузопассажирским, - прямо как американский универсал Chevrolet Bel Air Nomad, рекламировавшийся под слоганом «It is a Car And a Van» («Это и легковая машина, и фургон»).
Как легко увидеть, ставшее потом традиционным для универсалов «Опеля» название Caravan получено «препарированием» этой фразы (кстати, коммерческая версия без заднего ряда сидений предельно честно называлась Kombi). Тем же, чьи потребности усилия заводских дизайнеров «Опеля» так и не смогли удовлетворить, оставалось обращаться в частные кузовные ателье: по заказу те конвертировали стандартные «Рекорды» в кабриолеты и… пикапы (немецкая практичность!). Не стали немцы пренебрегать и совершенствованием двигателя: через два года мотору прибавили оборотов, мощность выросла до 50 л. с., а скорость – до 125 км/ч.
 
Opel Kapitän P1 1958 (1958 - 1959)
изготовитель
артикул
Minichamps
430043308
Филиалы заокеанских автогигантов на германской земле, — фордовский завод в Кельне и принадлежавшая концерну General Motors фирма Adam Opel в Рюссельсхайме, уже с середины пятидесяты годов минувшего столетия обновляли стайлинг своих моделей не просто систематически, а и довольно часто: раз в два-три года. И при этом ориентировались больше на свои собственные вкусы, нежели на предпочтения немецких покупателей. Если, скажем, мерседесовский «понтон» (W 120/121 и производные от него модификации) как поставили на производство в пятьдесят третьем, так лет десять и не трогали, — то сопоставимый с ним по классу большой Opel Kapitan, на момент своего дебюта в 1954 году мало чем от него отличавшийся, уже через пару лет получил свой первый фэйслифт, а к концу десятилетия выглядел совершенно по-американски. Но потеснить Mercedes на рынке так и не сумел. Глядя на конкурента, кельнский Ford тоже выставил на рынок свою модель Taunus 17М (1957), отличавшуюся нарочито «американизированным» стайлингом, — даже более ярко выраженным чем у появившейся на рынке практически одновременно опелевской модели Olympia Rekord P I, — а не готовые к таким зигзагам моды немецкие покупатели все равно предпочитали модной новинке более скромные модели 12 М и 15 М, чье внешнее решение восходил к 1952 году.

Латинская буква «Р» в обозначениях автомобилей марки Opel того периода вовсе не являлась сокращением от немецкого Personenkraftwagen — «легковой автомобиль»: для данного термина традиционно используется совсем другая аббревиатура, «Pkw». Происхождение этого буквенного индекса совсем иное, — от слова Panoramascheiben, что значит «панорамные окна». В Штатах такие окна вот уже года четыре кряду являлись непременной принадлежностью практически всех автомобилей и воспринимались как нечто само собой разумеющееся, даже слегка приевшееся, — а для Европы это по-прежнему была экзотическая модная новинка: во всей Германии один только Opel решился предложить публике автомобиль с лобовым и задним стеклами такого типа. Дебютировавший в августе 1957 года Rekord и парный к нему грузопассажирский автомобиль Car-A-Van немецкая публика приняла довольно-таки тепло, и в июне следующего года в дополнение к «младшей» модели Opel на рынок была выведена оформленная в том же самом стиле «старшая»: новый Kapitan в новом кителе, — франтоватый и фатоватый.

Кузов для новинки целиком спроектировали за океаном и прислали немцам на завод уже в готовом виде, — и чертежи, и полномасштабный макет: местными силами предполагалось дорабатывать только салон и мелкий внешний декор. Машина очень сильно напоминала американские модели General Motors образца предыдущего, 1958, года, — и точно так же, как они, моментально устарела, вышла из моды.
Предполагавшийся к запуску в серию со следующего сезона двухдверный вариант вообще выглядел точь-в-точь как слегка уменьшенный в размерах Chevrolet Impala в версии с закрытым кузовом, к которому кто-то по недоразумению пристроил характерный передок от прошлогоднего автомобиля Opel Rekord. Все работы по этому дополнительному варианту пришлось в срочном порядке сворачивать, никто его так и не увидел, — да и серийный-то автомобиль продержался на производстве всего один сезон, до июня 1960 года. Если небольшой Rekord и практичный Car-A-Van немцы раскупали достаточно охотно, — пришлось даже расширять линейку моделей, добавляя к двум имеющимся четырехдверный седан и развозной фургон, — то от большого 6-цилиндрового Опеля, выдержанного в аналогичном стиле, германские федеративные покупатели определенно и недвусмысленно воротили нос. За год удалось продать всего 34842 такие машины.

Неудача оказалась тем более обидной, что сам-то по себе автомобиль был совсем не плох, — уж во всяком случае куда лучше предыдущей, не в пример более популярной, модели. Машине удалось существенно понизить центр тяжести, благодаря чему улучшились и устойчивость, и управляемость. Более вместительным стал бензобак, более просторным — салон; «панорамные» стекла действительно улучшали обзорность (как вперед, так и назад), а лобовое в дополнение к двухскоростным электрическим «дворникам» получило еще и омыватели. Кардинальным изменениям подвергся приборный щиток, — его давно пора было переделать: теперь он получил горизонтальную шкалу спидометра взамен прежнего круглого циферблата и стал слегка напоминать новомодный портативный приемник-транзистор. Двигатель, правда, особых изменений не претерпел, — в основе своей это была все та же рядная «шестерка», что применялась еще на довоенных машинах Opel Super 6 и затем на всех последующих Капитанах. Только теперь она со своих двух с половиной литров рабочего объема (откуда и цифровой индекс модели Kapitan P 2,5) отдавала 80 л.с., а не 75, как раньше, — благодаря доведенной до 7,5 : 1 степени сжатия. Такой мотор, конечно, требовал высокосортного бензина, зато машину он разгонял с места до сотни километров в час за 18,6 с, а предельная скорость составляла 142 км/час.

С мая 1957 года машины Opel Kapitan предлагались покупателям в двух вариантах, — базовом и «люксовом». Последний можно было распознать по увенчанной стилизованною короной буковке «L» где-нибудь на кузове, — у моделей 1959 года она располагалась на задних дверях, прямо над ручкой, и еще на хвосте, — а все различия сводились к степени укомплектованности «люксовой» машины всякими небесполезными мелочами вроде «лишних» пепельниц в задней части салона, подсветки гнезда прикуривателя, поручней над дверями или зеркальца на тыльной стороне правого солнцезащитного козырька. Кроме того, за отдельную плату на машинах Opel Kapitan в исполнении L можно было установить трансмиссию с овердрайвом: обходилось это удовольствие в 650 марок, — в дополнение к тем одиннадцати тысячам, которые просили за саму машину в варианте L. (Базовое исполнение стоило подешевле, но не намного, — 10250 марок.) На машинах образца 1957 года, таким образом дооснащенных, под задним стеклом имелась трогательная табличка из прозрачного плексигласа, по которой летящим шрифтом было выписано гордое слово «Overdrive», — она предупреждала всех попутчиков о том, что данная машина этим устройством оборудована; злые языки, правда, утверждают, будто таблички такие продавались не только в комплекте с овердрайвом, но и отдельно от него, причем продали их куда больше, чем самих трансмиссий… Может статься, так оно и есть, — но модели 1959 года, а равно и все последующие, никакой специальной идентификации, свидетельствующей о наличии на данном конкретном экземпляре автомобиля упомянутой опции, на себе не несли. Тем более что уже с декабря 1960 года на автомобилях Opel Kapitan L следующей серии, вообще начали применять вместо овердрайва самый настоящий «автомат» системы Hydra-Matic. По варианту L было оборудовано 17132 экземпляра автомобилей Opel Kapitan данного образца.

Странным образом на внутренней (да и внешней) отделке автомобиля уровень его исполнения не сказывался вообще. Не предлагалось никаких особых расцветок, никаких специальных текстур или рисунков обивки. Правда, на машинах в версии L передняя панель перед лобовым стеклом и солнцезащитные козырьки имели мягкое покрытие из губчатой резины, — но не более. Вариантов отдел­ки салона и так предлагалось восемь на выбор, вариантов внешней окраски — 27, считая однотонные и комбинированные двухцветные: было из чего выбрать. В любом исполнении, нормальном или «люксовом», Opel Kapitan P 2,5 как самая крупная и самая дорогая модель производственной программы просто обязан был иметь эффектный супермодный вид, — одна беда: покупателям весь этот заокеанский шик был не очень-то по вкусу. Даже и без таких излишеств от дядюшки Сэма, как хвостовые «плавники» или сдвоенные фары головного света. Впрочем, немецкая автомобильная пресса главным образом ругала машину не за стайлинг как таковой, а за то, что, сверх всякой меры этим самым стайлингом увлекшись, ее создатели как-то позабыли о таком — мягко выражаясь — немаловажном факторе, как удобство доступа на заднее сиденье. Взгляните на фотографии: мало того что задние двери куда уже передних, — еще и верхняя их кромка, повторяя линию выпуклой крыши, как по заказу сбегает резко вниз аккурат в том самом месте, где пробирающемуся на задний диван пассажиру всего удобней об нее приложиться головою…

Opel Kapitän P2 1959 (1959 - 1963)
изготовитель
артикул
тираж
Minichamps
430040007
1008 шт.
В то время как на первый послевоенный Kapitän сильно повлияла американская эстетика, второе поколение, выпущенное к концу 1959 года, отличалось своим уникальным внешним видом и более европейским дизайном. «Вместо сглаженных линий и плавных переходов сегодня четкий акцент сделан на горизонталь и эффект ярко выраженных контуров», - гласит современный текст. Кузов стал более жестким и прямые линии «растянули» автомобиль - эффект, который был усилен особенно плоской крышей. Opel увеличил обзор для водителя, установив более широкое панорамное ветровое стекло, которое глубже уходило в крышу; а также улучшил доступ для пассажиров, путешествующих на заднем сиденье, при помощи небольших изменений в конструкции краев крыши.

2,6-литровый однорядный шестицилиндровый двигатель Kapitän обеспечивал мощность 66 кВ/90 л.с. и максимальный крутящий момент 190 Нм при частоте вращения в диапазоне от 1 300 до 2 500 оборотов в минуту. Эксперты были особенно впечатлены его плавными характеристиками хода, что явилось результатом установки новых опор двигателя, которые обеспечивали максимальную шумоизоляцию и улучшенное демпфирование вибраций. За техническими особенностями, например, «автоматической активацией» для педали сцепления, последовали такие инновации, как автоматическая коробка передач и гидроусилитель рулевого управления Hydra-Matic. Таким образом, как в отношении технологий, так и комфорта модель Kapitän установила новые для своего времени стандарты в автомобильной отрасли. Несмотря на это, Opel не стал повышать цену по сравнению с предшествующей моделью, что дополнительно сыграло роль в успехе продаж.
 
Kapitän P2, или P 2,6 — получил обновленный кузов с более плоской крышей, новыми передком и задней частью. Появился новый 2,6-литровый двигатель (диаметр цилиндра и ход поршня 85×76,5 мм вместо 80 x 82), конктрукция двигателя в целом осталась прежней — нижний распредвал и привод клапанов толкателями. Вместо 3-ступенчатой механической коробки передач с овердрайвом на это поколение устанавливается американская коробка-автомат Hydra-Matic. Стало доступно несколько комплектаций, в том числе люксовая L.

С августа 1959 по декабрь 1963 выпустили 145,618 экземпляров этой модели.
Такой автомобиль 1960 года выпуска в комплектации L был у Леонида Ильича Брежнева.