SAAB
1937-          
SAAB 92001 Ursaab 1946
изготовитель
артикул
PremiumX
PRD374
Когда Вторая мировая война закончилась, SAAB начал делать автомобили - для того, чтобы диверсифицировать свой бизнес.

Тогда авиационный инженер летной марки Гунар Лунгстрем (Gunnar Ljungstreм) вместе с бригадой коллег в 1947 году строит первый опытный образец малогабаритного автомобиля – SAAB 92.001 или Ursaab, что можно перевести как «оригинальный СААБ» ("Ur" по-шведски лучше всего переводится как "оригинал").

Учитывая авиационную выучку разработчиков, машина вполне оправдывала свое название. Крылообразный кузов сделал ее непохожей ни на одну из марок, и эта авиационная составляющая стала определяющей чертой в судьбе фирмы.

В масштабе 1:10 модель Ursaab была испытана в аэродинамической трубе в Шведском Королевском технологическоминституте и дала коэффициент лобового сопротивления 0,32, впечатляющая цифра даже по сегодняшним меркам (ровно столько же у современного спорткара Ferrari California).

Скромный двухцилиндровый двухтактный двигатель сочетался с аэродинамикой и эффектностью заправского концепта.Каракатица с коэффициентом лобового сопротивления 0,32 казалась красавицей в профиль и избушкой на курьих ножках, если смотреть в фас.

Предварительные чертежи кузова были завершены в январе 1946, а полномасштабная модель, отделанная лодочным лаком - к 15 апреля.

Руководство смотрело на модель с некоторой настороженностью, но Лунгстрем заявил: "Если он экономит 100 литров топлива в год - неважно, что он выглядит как лягушка!.."

Рихтовщики вручную выколотили кузовные детали, был установлен двуцилиндровый двухтактный двигатель DKW, топливный бак, прочие агрегаты. И некоторые из них происходили с уцелевших складов авиационных запчастей и металлического лома.

Машина получилась компактной, передний привод и несущая конструкция - редкое сочетание в сороковые и своего рода отклонение от автомобильной "нормы" - результат авиационнной школы создателей, свободных от "багажа" автомобильной моды. Эта независимость инженерного мышления характеризует СААБ и в настоящее время.

Первый Ursaab, 92001, был готов к концу лета 1946 и сразу же окунулся в испытания день и ночь напролет.

Испытания проходили по плану, и дали немало полезной информации о том, как и что может быть улучшено. Например, непрактичные слишком толстые двери. Или неудачно "нарисованные" колеса, которые слишком легко застревали в снегу.

В общем, было над чем работать.Но зимой 1946 в одной из шведских газет появилось сообщение о том, что Ursaab "успешно отразил все попытки своих водителей по его уничтожению". Это было сообщение о создании жизнеспособного прототипа шведского автомобиля СААБ.

В 1947 году автомобильное производсто автомобильная группа переехала из Линкопинга в Тролльхаттан и продолжила работу над 92 проектом.

Три первых СААБа - 92.001, 92.002 и 92.003 накрутили более 530000 км по всем возможным видам дорожного покрытия, заложив еще одну традицию марки - тщательное тестирование. До серийной модели было еще два года и 20 опытных образцов.

Сейчас Ursaab в исправном состоянии, в хорошей форме и с историческими сколами от дорожных камушков живет в музее в Тролльхаттане. Он стоит рядом с самым современным концептом СААБа.
Салон: две двери, пять мест.

Двигатель: Поперечный, двухцилиндровый, двухтактный, карбюраторный с водяным охлаждением.
Передний привод, трехступенчатая коробка передач.
Колесная база 247cm/97 " Колея передних и задних колес 118cm/46 "
Дорожный просвет 17cm/7.4 "
Длина 398cm Ширина 167cm Высота 143cm
 
SAAB 92B 1953 (1953 - 1956)
изготовитель
артикул
NEO
NEO44620
Автомобили и самолеты. Что между ними общего? Лет так шестьдесят назад их объединяло наличие двигателей внутреннего сгорания и колес, которые в авиации принято обозначать термином «шасси». Но однажды группой авиационных инженеров из шведского концерна SAAB был создан автомобиль, заставивший всех всерьез задуматься над таким вопросом, как аэродинамика. SAAB 92 появился ровно 60 лет назад, в 1949 году, – этот материал посвящен юбиляру.

В апреле 1937 года при поддержке шведского правительства в городе Тролльхеттане была создана компания Svenska Aeroplan Aktiebolaget (SAAB), которая сначала выпускала немецкие военные самолеты по лицензии, а затем стала создавать собственные крылатые машины, гражданские в том числе. Но после окончания Второй мировой Швеция резко сократила расходы на закупку самолетов, и авиапредприятию SAAB нужно было срочно что-то предпринимать, чтобы не кануть в Лету.

В конце 1945 года появился проект по разработке первого авто фирмы. Работу поручили группе из 20 авиаконструкторов под руководством Гуннара Лангсторма (по легенде, многие из этих специалистов имели об автомобилях весьма отдаленное представление). Приоритетом являлось создание наиболее обтекаемого кузова. Перед конструкторами также стояла задача обеспечить автомобиль передним приводом, низкой массой и высоким уровнем безопасности. К середине 1946 года появились предварительные чертежи кузова будущего SAAB 92, а следом – и первый деревянный макет. Автоконструкторы, подготовив прототип, наверное, задумались бы о его эргономике, внешней отделке и окончательной компоновке агрегатов. А вот шведы продули деревянный макет в аэродинамической трубе! Но без испытаний и работой с компоновкой нового автомобиля, конечно же, не обошлось. Первый действующий прототип, названный 92001, накатал в тестах по шведским дорогам порядка 200 000 км. Однако в серию пошла несколько иная машина…

Первый прототип авто от «крылатого» концерна выделялся фантастическим для своих лет коэффициентом лобового сопротивления воздуху – 0,33. Но машина выглядела столь необычно, что, появись она на дорогах в таком виде, тысячных тиражей шведам было бы не видать. Чего стоят только крохотное заднее стекло, разделенное перегородкой, и единственный стоп-сигнал на первом прототипе! Дизайн SAAB 92 «довел до ума» штатный сотрудник концерна Сикстен Сасон. Аэродинамика оставалась и для него приоритетом, так что лобовое сопротивление воздуху окончательного варианта первого «Сааба» равнялось всего 0,35. Необычный автомобиль представили журналистам 10 июня 1947 года. На пресс-конференции объявили, что в производство машину запустят не позднее, чем через два года, как только подготовят оснастку для конвейера.

SAAB 92 стал прорывом не только в плане дизайна кузова, но и в вопросе совмещения современных технологий. Шведы на базе 2-цилиндрового 2-тактного немецкого мотора воздушного охлаждения DKW создали свой 764-кубовый силовой агрегат, выдававший 25 л.с. (19 кВт) и позволявший автомобилю разгоняться до 105 км/ч. Коробку передач установили 3-ступенчатую, причем шестерни второй и третьей передач оснащались синхронизаторами. Подвеску всех колес сделали торсионной. В трансмиссии появилась обгонная муфта, позволявшая не использовать педаль сцепления во время переключения между двумя высшими передачами. Наконец, SAAB 92 стал переднеприводным, что в конце 1940-х годов было большой редкостью, особенно в Швеции. Так необычный внешне автомобиль получился еще и очень продвинутым.

Конвейер запустили 12 декабря 1949 года, (не через два, а через 2,5 года после презентации), а незадолго до этого SAAB объявил о приеме заказов на модель «92» в двух комплектациях – базовой и Deluxe. Потенциальные покупатели уже слышали о технических преимуществах новинки, поэтому востребованной оказалась комплектация только Deluxe, при этом ни одного заказа на авто «в базе» не поступило. И это несмотря на ряд негативных обстоятельств, связанных с производством первых SAAB 92. Пожалуй, тот факт, что ранние кузова окрашивались исключительно зеленой авиационной краской, – самый незначительный. На автомобилях до 1952 года выпуска не было крышки багажника – вот что значит отсутствие опыта в автомобилестроении! А авиационная технология сборки машин на стапелях являлась и недостатком, и преимуществом одновременно – шведы не гнались за огромными долями рынка, стремясь взять своего клиента качеством, неприхотливостью и отменными характеристиками продукции.

Кто бы мог подумать, что машинка с 25-сильным двухтактным мотором способна на удачные выступления в гонках! Через две недели после начала продаж гоночный экипаж главного инженера концерна Рольфа Меллде выступил на серийном SAAB 92 на Ралли Швеции. И занял второе место в своем классе! В 1952 году Грета Моландер первой пересекла черту ралли «Монте-Карло» среди женских экипажей (правда, ее автомобиль уже был оснащен форсированным до 35 л.с. – 26 кВт – мотором). Так SAAB 92 проложил своим «потомкам» путь на раллийные трассы.

1953 год был отмечен наиболее серьезной модернизацией первого «крылатого» авто, тогда же модель получила и новый индекс. SAAB 92B отличался от предшественника увеличенным задним стеклом, иными стоп-сигналами, обилием хрома во внешней отделке, а также наличием крышки багажника и складной спинкой заднего сиденья. Годом позже автомобиль подвергся доработке технической части – новый карбюратор Solex 32BI и новая катушка зажигания позволили поднять мощность двигателя до 28 л.с. (21 кВт), тогда же появилась и модификация с матерчатым верхом, кузов которой представлял собой нечто среднее между классическим кабриолетом и таргой.

А 1 декабря 1954 года появился автомобиль, который можно назвать родоначальником нового семейства SAAB. Впрочем, с героем этой публикации его роднит основа кузова и концепция. SAAB 93 1955 модельного года получил новый 3-цилиндровый двигатель, новую КПП, иное оформление кузова работы того же Сасона и много других оригинальных технических решений. Да, этот автомобиль оказался успешнее предыдущего, он разошелся гораздо большим тиражом (в общей сложности SAAB 92 и 92B были выпущены в количестве 20 128 экземпляров) и дал шведской компании возможность выйти на ряд новых экспортных рынков. Но он не был первым, он был одним из… Имидж автомобилей SAAB и отношение к ним сформировала модель «92», одна из самых оригинальных конструкций своего времени.

Последние экземпляры SAAB 92B сошли с конвейера завода в Тролльхеттане в начале 1957 года. Эти автомобили уже имели люк в крыше как опцию, могли окрашиваться в два цвета, но с ранними «девяносто вторыми» у них все же было много общего. А первый прототип SAAB 92001, известный как Ursaab (в переводе со шведского – «оригинальный SAAB»), долгие годы хранится в заводском музее как напоминание о превосходстве нового и нестандартного подхода к инженерной науке над стереотипным.
 


Полномасштабное производство Saab 92 началось 12 декабря 1949 года. В 1950 году было выпущено 1246 автомобилей. Первые же автомобили Saab, появившиеся в автосалонах, привлекли к себе большое внимание посетителей. Выстраивались огромные очереди желающих хотя бы посмотреть на это чудо.

Они все были зелеными, вполне в соответствии с "принципом Генри Форда": вы можете заказать автомобиль любого цвета, при условии, что это.... зеленый цвет (применительно к СААБу 92).

Себестоимость продукции всегда имела важное значение - и СААБ 92 в то время только на 17% состоял из импортных материалов. Поэтому и для окраски применялись излишки зеленой краски, оставшиеся от производства военных самолетов.

За скромную плату покупатель получал автомобиль, поражающий своей вместительностью.
Благодаря технологическим новшествам, позволившим разместить двигатель автомобиля далеко впереди, поперечно и с приводом на передние колеса, появилась возможность освободить место для пассажиров. Из технологических же свойств стоит отметить безрамную конструкцию шасси автомобиля, выполненную по авиационной технологии.

Автомобиль получился сверхнадежным и практичным, высокие технологии сочетались с четко выверенным необычным дизайном, а главным преимуществом стала доступная цена автомобиля.
Таким образом, на момент начала производства у SAAB не было конкурентов на рынке, и покупателям приходилось стоять в очереди на получение нового SAAB.

Коэффициент сопротивления воздуха обтекаемого, без подножек и выступающих крыльев, несущего кузова составлял всего 0,35, поэтому 25-сильный моторчик мог разогнать машину до скорости 105 км/ч!

Двухцилиндровый двухтактный мотор располагался поперечно. Интересной деталью силового агрегата была обгонная муфта, находившаяся между двигателем и коробкой. Этот узел позволял переключать передачи без выжима сцепления и, сбросив газ, двигаться накатом, экономя бензин. Муфта могла блокироваться с места водителя, что обеспечивало возможность торможения двигателем.

Если смотреть на профиль автомобиля, то в его очертаниях угадывалась форма капли, форма, под которую будут пытаться подвести свои произведения автодизайнеры будущего. SAAB получил достаточно скромный передок, без огромной фальшрешетки радиатора, модной в середине века. Вся его форма была подчинена движению. Низкие колесные арки скрывали колеса, тем самым создавая ощущение убирающихся шасси. Автомобиль был с виду предельно прост, без лишних украшений, но и предельно функционален, он поражал своей вместительностью. И хотя модели Saab 92 первых лет имели свои недостатки, такие, например, как отсутствие крышки багажника, из-за чего вещи приходилось грузить через задние сидения, автомобиль шел просто нарасхват.

В листе ожидания крупнейшего автомобильного дистрибьютора Швеции значилось от 15 до 35 тысяч желающих приобрести автомобиль. Этот же дистрибьютор сделал производителю заказ на 8000 автомобилей, и уплатил большой аванс, что и дало возможность начать серийное производство.
Скромные объемы производства объяснялись использованием авиационных технологий, таких например, как стапельная сборка. Но изготовители не гнались за валом, акцентируя внимание на качестве.

В первые четыре года было выпущено 10000 автомобилей, всего же - до 1957 года - 20128, из них - 14828 СААБов 92B.

В 1953 году в 92 модель были внесены существенные изменения. Улучшена обзорность сзади. Сделана крышка багажного отделения, что увеличило объем багажного отделения и сделала более доступной загрузку. Запасное колесо и аккумулятор перенесены в моторный отсек. Крышка горловины топливного бака размещена на заднем крыле. Путем удаления съемных задних сидений можно было превратить автомобиль в фургон (первый универсал!). Или превратить задние сиденья в удобную двуспальную кровать. Люк с тканевым покрытием в крыше - как дополнительная опция.  Расширилась гамма цветов - серый, серо-голубой, черный, бордовый, бежевый, ну и, как же без него! - зеленый. И серо-зеленый.

Изменения коснулись и технической части. Новый карбюратор (Solex 32BI) и новые катушки зажигания добавили мощности двигателю. Также была попытка применить электрический топливный насос, но в серию это новшество не пошло.

SAAB 92 отлично держал дорогу, и многие шведские гонщики-патриоты решили увить его имя лавровыми ветками спортивной славы. Так, молодой инженер-испытатель «СААБа» Ральф Мильд подал заявку на участие в зимнем ралли по Швеции и неожиданно для всех выиграл.

Появился 92B и тоже отличился в ралли, на этот раз в Норвегии. Грета Моландер заняла призовое место в «женском классе» гонок 1952 года.

Производство 92В продолжается еще до 1957 года, наряду новой моделью, СААБ 93, введенной с 1955 года. Saab 92, положивший начало 30-летней династии моделей шведской фирмы, выпускавшихся с 1950 до 1979 года, стал одним из популярнейших автомобилей у многих поколений шведов.
 
Модельные годы и изменения
1953 MY шасси №5,301-8,000
Увеличенное заднее стекло, крышка багажника открывается снаружи, аккумулятор, топливный бак и запасное колесо перемещены, стали доступны разные цвета.
1954 MY шасси №8,001-12,000
Новый карбюратор и зажигание, мощность возросла до 28лс, новые колеса. Краска покрывается лаком.
1955 MY шасси №12,001-19,625
Новые задние фонари, новый электрический топливный насос.
1956 MY шасси №19,626-20,132
Новые бампера.

Всего до 1956 года было построено 20,128 машин
1949/50 - 1,246
1951 - 2,179
1952 - 2,298
1953 - 3,424
1954 - 5,138
1955 - 5,163
1956 - 680
Всего 20,128(14,828 92B)

Техническая спецификация:
Кузов - двухдверный четырехместный седан.
Двигатель - поперечно, 2 цилиндра в ряд, 764сс; 28лс Двухтактный, Алюминиевая головка блока, корпус из литого металла; коленвал на 3х подшипниках; карбюратор Солекс 32AIC; водяное охлаждение; передний привод; трехскоростная коробка передач.
Шасси - единое; передняя и задняя подвеска на торсионах.
Габариты - колесная база 297см; Длина 395см; Ширина 162см; высота 145см.

SAAB Sonett I (SAAB 94) 1956
изготовитель
артикул
Provence Moulage
PM0022
Попытка компании построить спортивную модель была предпринята в 50-х годах.
Фактически, не внося никаких кардинальных изменений в конструкцию своих серийных моделей, Saab выпускал довольно неплохие гоночные автомобили, участвовавшие в различных национальных соревнованиях. Однако, для выступления в международных ралли и гонках, требовался новый автомобиль класса GT и, в середине 50-х годов, работы по его созданию были поручены Сикстену Сасону и штатному гоночному эксперту Рольфу Мелльде.

Так, в 1954 году, втайне от общественности, в сарае города Асака (60 км. от Трольхаттана), родился Saab Sonett Super Sport, оснащенный алюминиевым, монококовым шасси и 3-х цилиндровым двигателем, заимствованным у Saab 93, с увеличенной до 57.5.л.с.мощностью.

Кузов автомобиля был выполнен из новейшего материала – стекловолокна, усиленного пластиком.
Название новому автомобилю дал его создатель, Сикстен Сасон. Когда дизайнер увидел первый готовый образец автомобиля, он воскликнул : “So natt den ar!” (Как он изящен!) (но это - легенда, так как название Sonett было предложено для одной из более ранних моделей).

В основе лежали облегченные узлы 93–го и форсированный двигатель, разгонявший родстер массой 500 кг до 210 км/ч и позволявший пройти километр с места за 34 с. Необычный пластиковый кузов длиной 3500 мм и высотой 825 мм Сасон проектировал с учетом гоночных и дорожных требований.

Премьерный показ спорткара Saab Sonett, который создавался разработчиками с прицелом на использование в гонках, состоялся в рамках Стокгольмского автосалона в феврале 1956 года. Компания планировала открыть серийное производство Сонетов, рассматривая варианты изготовления их в количестве 2000 в год. К сезону 1958г. было построено 6 родстеров, но изменившиеся правила для категории GT похоронили многообещающий проект. Теперь можно было настраивать для гонок серийные автомобили, и спорткары оказались не нужны. Годом позже эффектный и уже редкий Sonett побывал на автошоу в Нью-Йорк. Было выпущено всего шесть машин первого поколения.

Примечательно, что все они сохранились до наших дней и живут в музеях и частных коллекциях. Два из них находятся в «Музее Saab».

 
SAAB 95 1958
изготовитель
артикул
NEO
NEO43450
Молодая и динамично развивающаяся компания пытается охватить как можно большую потребительскую аудиторию и в 1959 году выпускает модель 95 — первый грузопассажирский Saab. Saab 95 оснащался сиденьями для двух, пяти или семи пассажиров и имел новый 4-цилиндровый V-образный мотор немецкого филиала Ford Motor Co.
 
Главная заслуга в деле производства европейских легковых автомобилей, максимальным образом приспособленных для перевозки вещей, принадлежит скандинавам. В 1953 году Volvo выпустил универсал PV445 Duett, а в 1959-м покупатели оценили Saab 95 с таким же типом кузова. Впрочем, появление этих машин, скорее, случайность, нежели заранее просчитанный маркетинговый ход. В начале 50-х годов Volvo поставлял свои шасси производителям фургонов и легких грузовиков, но расходились они не очень хорошо. К началу 1952 года на складах завода скопилось полторы тысячи нераспроданных шасси. Не пропадать же добру, решило руководство компании и выделило миллион шведских крон на разработку собственного универсала.

Новые машины раскупались неплохо: с 1953 по 1969 год было продано 90 тысяч экземпляров Duett. Что же касается Saab, то автомобили этого завода всегда славились некоторыми конструктивными странностями. Чего стоит, например, двухтактный трехцилиндровый мотор в едином блоке с коробкой передач на модели «93» 1953 года выпуска! Первый Saab «95» остался верен эксцентричным традициям фирмы: редкий по тем временам кузов универсал имел 7 посадочных мест.

Правда, два дополнительных сиденья крепились к спинкам заднего дивана, сидеть приходилось в багажнике, спиной к движению, при этом у машины были только две пассажирские двери, открывавшиеся «в обратную сторону», прямо как у «горбатого» «Запорожца». В 1961 году над задней дверью появился козырек-спойлер, уменьшающий загрязнение заднего стекла, ставший первым устройством такого рода в автомобилестроении, — в чем сказалось авиационное прошлое компании Saab.