ŠKODA
1895-         
Škoda Popular Sport Monte Carlo Typ 909 1935 (1935 - 1938)
изготовитель
артикул
Abrex
903D
В 1930 году «Шкода» занимала второе место в стране по общему количеству выпускаемых автомобилей и третье место по количеству легковых автомобилей, выпускавшихся в Чехословакии. Несмотря на то, что компания предпочитала количеству качество, было решено изменить это положение. Начиная с 1 января 1930 года завод в Млада Болеславе стал «Акционерной компанией автомобильной промышленности» (АSAP), штаб-квартира которой размещалась в Праге.

Компания включала в себя завод по производству легковых автомобилей в Млада Болеславе, автомобильное отделение в Пльзене, ремонтное предприятие в Праге — «Элка», а также все филиалы, ремонтные предприятия и коммерческие представительства. А все акции находились в руках Пльзеньской компании, которая вновь приняла название «завод Шкода». «Акционерную компанию автомобильной промышленности» возглавил инженер Ян Новак

Уже через четыре года автомобильный рынок потрясла Skoda-Popular с новой системой трансмиссии, которая выиграла в 1936 году второй заезд на ралли в Монте-Карло.



В 1928 г. компания выпустила модель Skoda 4R, которая базировалась на платформе Skoda 120 и оснащалась четырехцилиндровым двигателем объемом 1944 см³.

И все же утвердиться на авторынке компании Skoda помогла модель выпушенная в 1933 г. Это была Skoda 420, оснащенная четырехцилиндровым рядным двигателем объемом 995 см³. Именно это авто стало базой для создания последующих моделей Skoda, которые вышли в 30-ых годах.

Уже в 1934 г. на базе Skoda 420 были сконструированы две модели: Skoda Popular с двигателем объемом 903 см³ и Skoda Rapide с 1 195-кубовым мотором.

 
Škoda Dynamic Typ 935 1935
           Pražský automobilová výstava 1935
изготовитель
артикул
тираж
AutoCult
AC04001
333 шт.
В 1930-е годы ŠKODA была одним из пионеров в области изучения аэродинамики автомобиля. Одним из результатов стало изготовление этого уникального обтекаемого концепт-кара с инновационными техническими решениями. В апреле 1935 года ŠKODA 935 Dynamic своим низким коэффициентом аэродинамического сопротивления вызвала ажиотаж на Пражском автосалоне.

ŠKODA 935 Dynamic оказала значительное влияние на развитие автомобилестроения своего времени и является прекрасным примером экспериментального дизайна и инжиниринга 1930-х годов. Обтекаемый корпус с удлиненной задней частью был отличительной чертой модного автодизайна. Разработчикам Шкоды удалось сохранить низкий вес, комбинируя алюминий и сталь в конструкции транспортного средства. Размещение четырехцилиндрового оппозитного двигателя водяного охлаждения мощностью 40 кВт (55 л.с.) с рабочим объемом 1,995 см3 над задней осью было инновационным.

ŠKODA 935 Dynamic единственный сохранившийся экземпляр. Сразу после выставки, автомобиль продолжил использоваться в исследовательских работах. С 1939 года в течение почти 30 лет он находился в частной коллекции. В 1968 году автомобиль был приобретен недавно основанным музеем ŠKODA.
 
В октябре 1935 года концерн Škoda представил на Пражском автосалоне прототип, поразивший публику своим футуристическим видом и обтекаемыми зализанными формами кузова - Škoda 935 Dynamic.

Выглядевший пришельцем из будущего автомобиль сочетал в себе передовые решения и архаизмы: аэродинамически совершенный кузов понтонного типа из алюминия и стали без отдельных крыльев, подножек и с интегрированными фарами, опередивший время на десять лет, был построен на деревянном каркасе, что уже к середине тридцатых считалось "вчерашним днём". Шасси было построено совершенно "по-ледвинковски": несущим элементом служила стальная труба большого диаметра, к которой был пристыкован двигатель.

Оппозитный 4-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения рабочим объёмом 1995 куб.см с двумя карбюраторами Zenith мощностью 54 л.с. был установлен как и на нашумевшей год назад Tatra-T77 сзади. Но не в заднем свесе, что той же "Татре" вышло боком (как после и Porsche 911), сильно ухудшив управляемость, а перед задней осью, крепясь к фланцу хребтовой несущей трубы своим передним концом. К нему была пристыкована коробка передач, а к ней сверху - поперечная рессора задней независимой подвески с качающимися полуосями, что и придало машине характерную "косолапость". Т.е. по факту машина имела не заднемоторную, а среднемоторную компоновку. Передняя подвеска была тоже независимой, с поперечной рессорой в качестве упругого элемента, но расположенной снизу. КПП применили французского производства - только-только входившую в моду Cotal: "преселективную" 4-ступенчатую с электромагнитным управлением.

Благодаря выверенной форме кузова достаточно крупная машина, имевшая габариты 4860х1680х1540 мм с не самым мощным двигателем могла разгоняться до солидных 140 км/ч.

Остроумное решение - бензобак на 40 литров расположили в центральной несущей трубе рамы, а запаску - горизонтально спереди под полом трёхсотлитрового багажника. Доступ к ней открывался через люк в передней панели под радиаторной решёткой.

Благодаря широкому использованию алюминия машина получилась очень лёгкой - снаряженная масса всего 1170 кг. Особенности компоновки продиктовали длинную базу в 3200 мм. Колея передних и задних колёс отличалась: спереди 1250 мм, а сзади - 1300 мм, хотя на тогдашних "аэродинамических" машинах чаще поступали наоборот, зауживая как раз заднюю колею для придания кузову более выгодной с точки зрения обтекаемости формы.

Дальнейшая судьба уникальной машины после фурора, произведённого на пражском автосалоне, на долгие годы оказалась окутанной мраком. Для серийного производства столь футуристичный автомобиль посчитали слишком оригинальным. О его дальнейшей судьбе его разные источники говорят по разному. Одни источники говорят, что до 1939 года автомобиль использовался в качестве мобильной лаборатории, а другие утверждают, что после выставки прототип попал в частные руки, сменил нескольких владельцев, а в 1939 году пропал из поля зрения аж до 1968 года.

Нашли уникальный прототип только 1968 году, когда Škoda Auto открыла фирменный музей. По всей Чехословакии был начат поиск редких автомобилей марки. На призыв отечественного автопроизводителя откликнулся крестьянин из города Банска-Быстрица (Banské Bystrice), в сарае которого оказался странный автомобиль. Этим автомобилем оказался прототип Skoda 935 Dynamic в очень плохом состоянии. Выкупленный у него автомобиль стал одним из первых десяти, положивших начало музейной коллекции.

Реставрация уникума растянулась на многие годы: о нём не было никакой информации, кроме нескольких фотографий. Однако стараниями команды заводских реставраторов под руководством Михала Велебны (Michal Velebný) Škoda 935 Dynamic была возрождена полностью, включая даже оригинальный оттенок краски.

Частично восстановленная Škoda 935 Dynamic была показана на прошлогоднем Парижском автосалоне, где вызвала фурор не меньший, чем в год своего дебюта. А полностью за исключением некоторых мелочей отреставрированную машину явили публике на слете классических автомобилей Schloss Bensberg Classics в городке Бергиш Гладбах восточнее Кёльна. Однако несмотря на свою молодость - слёт прошёл всего в седьмой раз - Schloss Bensberg Classics очень престижен. По классификации всемирной Ассоциации клубов классических автомобилей Бенсберг носит категорию А, поэтому его ралли и конкурс элегантности уравниваются с такими грандами, как американский Пеббл Бич или итальянский Вилла д’Эсте.
 
Škoda Superb Typ 913 1938 (1934 - 1940)
изготовитель
артикул
Abrex
904HP
Вальяжный и крупный лимузин Skoda Superb 3000 Тип 913 (1936 г.) по своему облику соответствовал, скорее, американским, нежели европейским вкусам – длинный капот, обтекаемые крылья с округло-покатым решением задней части кузова. В движение автомобиль приводила рядная "шестерка" мощностью 65 л.с. Рабочий объем двигателя – 3000 куб.см.

До войны Superb пережил несколько модернизаций, коснувшихся как внешности машины, так и подкапотного пространства. Год от года возрастала отдача двигателя, достигнув в итоге 80 "лошадок", а в 1939-40 гг. ограниченной партией была выпущена серия машин с восьмицилиндровыми 95-сильными моторами. Желающий приобрести в личное пользование машину, выбирал один из трех имеющихся типов кузовов – "салон", "седан" или "купе" (для особых заказчиков, вроде медслужб или похоронных бюро, имелись коммерческие шасси, на которые те могли монтировать кузова по своему усмотрению). К тому же всегда клиент мог купить "голое" шасси – с мотором и органами управления и передоверить его стороннему "кароссери". Стоимость базовой шестиместной версии в 1936 году составляла 63 тысячи кроны.

С 1934 года и вплоть до приостановки выпуска фирмой люксовых авто в 1940 году, свет увидело порядка 614 различных Skoda Superb. С учетом произведенных в 1946-49 гг. уже национализированной фирмой 275 машин, общее количество "Супербов" составило 889 единиц.

Фамильной особенностью многих чешских довоенных автомобилей – причем равно как легковых, так и грузовых, была хребтовая рама, к которой, посредством качающихся полуосей, крепились элементы ходовой части. Такая конструкция позволяла экономить массу в сравнении с традиционной коробчатой рамой, а также придавала шасси большую эластичность. Вплоть до начала Второй мировой войны, большинство стран континентальной Европы придерживались правосторонней компоновки расположения руля.

После поглощения страны Третьим Рейхом, Чехия превратилась в протекторат Богемия и Моравия, с наместником, назначаемым из Берлина, а предприятия "Шкоды" волей-неволей стали кузницей оружия для нацистов. В 1944-45 годах производственные мощности концерна были обращены в прах налетами авиации союзников, так что новое правительство коммунистов, пришедшее к власти после освобождения страны Красной Армией, начало все отстраивать и восстанавливать заново, тем паче, что компания была огосударствлена.



Модель выпускалась в период с 1934 по 1940 годы. После Второй Мировой войны производство автомобиля было вновь налажено в 1946 году, свернуто – в 1949. За эти годы было выпущено 889 машин: 614 до войны и 275 – после. В начале 50-х ограниченным тиражом(195 экземпляров) собиралась представительская версия Skoda VOS(Vladni Obrneny Superb) для высшего партийного руководства Чехословакии.

Первый опыт конструирования авто представительского класса Skoda получила от сотрудничества с легендарным французским автомобильным брэндом Испано-Сюиза (Hispano-Suiza). По лицензии французов в Чехии штучно производились люксовые модели. К 1934 году Шкода сделала попытку выпустить модель высокого полета собственными силами. Помимо стандартной практики присваивать машинам буквенный индекс, новый автомобиль также нарекли именем Superb(«превосходный»).

Первоначальная мощность шестицилиндровых двигателей Суперб составляла приличные для того времени 40, затем 65 л.с. В последние годы выпуска мощность шестицилиндровых двигателей удалось повысить до 80 л.с. Незадолго до второй Мировой войны ограниченной партией в 10 экземпляров были выпущены Супербы с восьмицилиндровым мотором мощностью 96 л.с. Покупатель автомобиля был волен выбрать из 3-х типов кузова – седана, купе и «салона».

 
Škoda 1101 Tudor 1946 (1946 - 1949)
изготовитель
артикул
ZZ model (Retro 43)
R43-003
В конце 1945 года на конвейер был поставлен автомобиль Skoda Popular 1101. Он представлял собой лишь рестайлинг машины, созданной еще в конце 1940 года – стандартное для всей послевоенной Европы решение.

Кузов был 2-дверным, и машина опять стала называться Тwo door. Даже когда появилась 4-дверная модель, ее продолжали называть Тwo door.

И в историю она вошла под этим именем, правда, писали это слово иначе: Tudor. Шасси этой машины продержалось в производстве до начала 70-х годов.

В прайс-листах того времени цена нового автомобиля указывалась «без пневматиков», т. е. без покрышек – в послевоенной Чехословакии шин не было вообще. Никаких. И с заводского конвейера новенькие автомобили сходили, что называется, без колес. Покрышки можно было купить только на «толкучке», с большим трудом, бывшие в употреблении, привезенные из Америки. Поэтому за новыми автомобилями покупатели приходили со своими потрепанными шинами. Правительство не могло мириться с таким безобразием, тем более что из-за проблем с покрышками резко возросла аварийность на дорогах.

Проблему решили просто. Райкомы партии выдали указание сократить число находящихся в эксплуатации автомобилей на 30%, а мотоциклов – на 50%. У владельцев просто отобрали права и техпаспорта. Но шин от этого больше не стало, и с конвейера по-прежнему сходили машины на колесах, которые тут же переставляли на следующую.
 
 
Škoda 1100 OHC Typ 968 Coupe Prototyp 1960 (1959 - 1960)
изготовитель
артикул
ZZ model (Retro 43)
R43S1100OHC
Двухдверное двухместное заднеприводное купе. Рядный четырехцилиндровый бензиновый двигатель, с водяным охлаждением, DOHC. Рабочий объем 1089 cm³, два клапана на цилиндр, два карбюратора JIKOV, без турбонаддува, мощность 68 кВт (92 л.с.) при 7700 оборотов в минуту, механическая пятиступенчатая ​​коробка передач, вес 550 кг, максимальная скорость 190 км/ч.

В 1957 году в Млада-Болеславе был построен гоночный спайдер с двигателем Š440, но с механизмом газораспределения DOHC. Автомобиль имел пластиковый кузов. Всего было построено три спайдера. В последующие годы на том же шасси было изготовлено два купе, но они имели алюминиевые кузова. Автомобили имели трубчатую раму и ведущие колеса с центральной гайкой.