VELOREX
1952-1973 
Velorex 16/350 1963
изготовитель
артикул
тираж
Foxtoys / Spark
FOXS102
1000 шт.
В разоренной Второй мировой войной Европе тяжело было найти сырьё для производства автомобилей, да и покупателей на дорогую в производстве «полноценную» машину не было особенно много. Поэтому многие автопроизводители (и конструкторы) обратили свой взор в сторону более простых и дешевых в производстве трёхколёсных экипажей. «BMW Isetta», «Messerschmitt» — вот лишь некоторые известные и поныне образцы трёхколёсной техники той поры. Соответственно, двухтактный мотор был «в фаворе» по тем же причинам… В этой ситуации и нашла свое воплощение давнишняя идея чехов, братьев Франтишека и Моймира Странских (František, Mojmír Stránský) о производстве «народного» трехколёсного экипажа. Да, да, именно «экипажа», поскольку данное транспортное средство, получившее от мотоцикла мотор, колёса и простоту изготовления, по количеству колёс и уровню комфорта уже вплотную приблизившееся к автомобилю, обычно называют «трехколёской» (или, пользуясь современной терминологией, «трициклом»).

В 1943 году, братья Странские создали первый прототип своей «трёхколёски», остроумно названной ими «OSKAR». Название сложилось из сочетания двух чешских слов: osa (ось) и kára (тележка), буквально,- «тележка на оси». «OSKAR» имел пространственную трубчатую раму, окружавшую водителя со всех сторон. Рама была «обтянута» тонкими алюминиевыми листами. Подобные конструкции более характерны для самолетостроения и гоночных машин и называются «усиленным монококом». Передних колёс было два, их соединяла рулевая рейка. Привод от двухтактного мотоциклетного мотора осуществлялся цепью на единственное заднее колесо.

Серийное производство OSKAR’ов началось в 1950 году в Hradec Králové (ЧССР) в мастерской производственного кооператива VELO, с 1952 года переименованного в Velorex. В отличие от прототипа, алюминиевые листы, дефицитные в послевоенное время (стратегическое сырьё), были заменены на непромокаемую ткань — дерматин. Вот в таком виде, с 250-кубовым мотором «JAWA», двухместный OSKAR-54 стал поступать к инвалидам.

С 1951 года производство было перенесено в Solnici в Орлицких горах, с 1961 года вступил в строй новый завод в Rychnově nad Kněžnou. Из года в год происходила постепенная модернизация «трехколёски»: она получила более мощный двигатель, улучшенную подвеску, соответственно и новое название.

С 1956 года она стала называться Oskar-Velorex, позже — Velorex. К этому названию прибавлялся цифровой индекс, первая цифра означала размер колёс в дюймах, второе — объём двигателя. Так, производились модели Velorex 16/250, 16/175, 16/350.

Из серьёзных модернизаций стоит упомянуть появление динамостартера в 1963 году и гидропривода сцепления с 1968 года, что намного облегчило управление Velorex’ом. Производство трехколёсных Velorex’ов было прекращено в 1971 году, когда завод приступил к выпуску четырехколёсных машин для инвалидов (с мотором JAWA 350) Velorex 435-0.

Всего было произведено свыше 15 тысяч Oskar’ов и Velorex’ов: Oskar 54 , Velorex Oskar, Velorex 16/250 — 2500 шт., Velorex 16/175 — 800 шт., Velorex 16/350 — 12000 шт., Velorex 435-0 — 1380 шт. Почти половина произведенных Velorex’ов (7540 шт.!) была экспортирована в «дружеские социалистические страны»: Болгарию, Венгрию, ГДР, Польшу. В ЧССР реализация Velorex’ов в основном осуществлялась инвалидам через организации социальной опеки. В зависимости от степени и вида инвалидности человек либо получал машину бесплатно, либо покупал ее по льготной программе. После четырех лет эксплуатации инвалид имел право получить новый Velorex. Некоторое количество Velorex’ов распределялось предприятиям и организациям как служебные средства передвижения. Для этих целей было произведено небольшое количество трехколёсных же «грузовичков-пикапов» с небольшой грузовой платформой над двигателем и задним колесом. Соответственно, Velorex был «служебной лошадкой» сельских агрономов, врачей и зоотехников.