PEGASO (ENASA)
1946-1951-1958-1990
Pegaso Z102 Berlinetta Touring 1952 (1951 - 1956)
изготовитель
артикул
Kiosques
NQC023
Осенью 1951 на Парижской автовыставке состоялась премьера спорт-прототипа Pegaso Z102 — от испанской ENASA. Неожиданный сюрприз, поскольку сокращение ENASA означало Empresa Nacional de Autocamiones SA (национальное предприятие по производству грузовых автомобилей). Государственная компания выпускала автобусы и грузовики, но ее руководство (при прямой поддержке каудильо Франко) решило громко заявить о возможностях ENASA.

Z102 потряс воображение публики: пассажирский автомобиль не то чтобы конструктивно повторял тогдашние болиды Grand Prix, а даже забегал вперед. В самом деле, «формульная» Lancia D50 образца 1955 (а позже Ferrari 801) буквально воспроизвела Pegaso начала десятилетия. Спереди V-образный 8-цилиндровый мотор с 4-я верхними (!) распредвалами; в 1951 никто не делал ничего подобного. Цельноалюминиевая 16-клапанная конструкция с «сухим» картером; при диаметре цилиндров и ходе поршней 75 х 70 мм (запомните эти цифры, вдруг пригодится!) рабочий объем «восьмерки» равнялся 2474 миллилитрам. Тоже поразительное предвидение; впрочем, в начале 50-х перспективный 2, 5-литровый регламент Формулы 1 уже не составлял секрета, и у ENASA решили, видимо, «косить» под него.

Мотор оснащался 2-камерными карбюраторами Weber и в стандартном исполнении (со степенью сжатия 7,8) развивал до 165 л.с. при 6500 мин-1. Скромная по нашим понятиям отдача; так ведь и «формульный» двигатель впервые преодолел планку в 100 л.с. на литр рабочего объема (без наддува) только в 1953. А сегодня тюнинг - спецы легко подняли бы максимальную мощность 2,5-литровой «восьмерки» вдвое – где-нибудь при 8750 об/мин. Без сколько-нибудь существенной пределки, благо, ГРМ позволяет.

Двигатель Pegaso работал с 5-ступенчатой (!) коробкой передач, отнесенной – для правильной «развесовки» по осям – к заднему мосту. Схема transaxle, которая и в Формуле 1 выглядела тогда экзотикой. Подвеска спереди на двойных поперечных рычагах, сзади – неразрезная ось de Dion; вместо винтовых пружин – торсионы. Тормоза (с 2-контурным гидроприводом!), естественно, барабанные; о дисковых в начале 50-х еще не догадывались. Барабаны (из алюминиевого сплава) оребрены для охлаждения, причем задние тормоза вынесены из колес к главной передаче – для уменьшения неподрессоренных масс. Техническое совершенство.

Агрегаты монтировались на несущей структуре из тонколистовой стали, «штучные» кузова заказывали в известных дизайнерских ателье Saoutchik, Serra и др. Длина спорт-купе – 4115 мм, ширина – 1600, высота – 1290; колесная база — 2340 мм, колея – 1325/1290. Z102 весил едва 1000 кг; по позднейшим испытаниям, испанский «пегас» мог ускориться с места до 80, 5 км/ч (50 миль) за 8, 3 сек. Теперь какой-нибудь Focus всеволожской сборки с 1, 8-литровой «четверкой» превосходит в разгонной динамике уникальное спорт-купе начала 50-х. Что ж, показатели тогдашних моделей Ferrari в наши дни тоже выглядят довольно скромно.

Созданием беспрецедентной модели руководил инженер Wilfredo Ricart; он пришел в ENASA из ALFA Romeo, где служил техническим директором. Pegaso Z102 выпускался до 1958, всего за 7 лет построили 100—125 машин (из них несколько кабриолетов). Конструкцию постоянно развивали: двигатель «расточили» сначала до 2, 8, а потом и до 3, 2 л. «Крылатый конь» неоднократно участвовал в автомобильных соревнованиях, а в 1953 Z102 вывели на старт 24-часовых гонок в Le Mans. С трагическим исходом: автомобиль разбился, гонщик погиб. Так что в хронику автоспорта заметных достижений Pegaso не вписал. Но в истории автомобилестроения Z102 оставил яркую страницу.

Pegaso Z102 Berlinetta Touring 1953 (1951 - 1956)
изготовитель
артикул
NEO
NEO45100
Свое название компания получила в честь крылатого коня Пегаса из древнегреческих мифов. Основал ее в 1951 г. испанский государственный концерн ENASA (ЭНАСА). В начале 50-х гг. он приобрел производственные мощности обанкротившейся фирмы Hispano-Suiza ("Испано-Сюиза") и предполагал начать сборку грузовых машин. Одновременно руководство ENASA загорелось желанием изготовлять небольшими партиями спортивные автомобили марки Pegaso, которые принесли бы славу концерну и всей Испании. Поскольку престиж в этой затее занимал первое место, а акционеров у государственного концерна не было, никто и никогда не заботился о прибыльности проекта. За семь лет производства было выпущено всего 110 технически сложных автомобилей, причем все делалось вручную. Подавляющее большинство машин получило кузова сторонних изготовителей.

Конструктором назначили Вильфредо Рикарта (Wilfredo Ricart), ранее принимавшего участие в создании автомобилей National Pescara ("Насьональ Пескара"). До и во время второй мировой войны он был техническим руководителем итальянской Alfa Romeo ("Альфа-Ромео"). Рикарт остался доволен поступившим предложением и заложил в конструкцию все передовое (по его мнению), что есть в автомобилестроении.

В то время "Z102"действительно была передовой дорожной моделью. Ее комплектовали двигателем V8 с двумя верхними распредвалами для каждого ряда цилиндров и задней подвеской de Dion ("де Дион"), тогда как на Ferrari ("Феррари") использовали по одному распредвалу и неразрезной задний ведущий мост. На своем заводе в Барселоне компания выпускала абсолютно все комплектующие для новой модели, исключение составляли только кузова. Высочайшее качество обеспечивалось специальным технологическим оборудованием.

Цена автомобилей была очень высока. Зачастую она назначалась путем оценки, как много может заплатить тот или иной заказчик. Между заказом и получением готового автомобиля проходило много времени. Некоторые машины имели кузова купе собственного производства, но в основном они представляли собой лишь ходовую часть, кузов для которой строили сторонние фирмы, такие как миланская Touring ("Туринг").

Поскольку Вильфредо Рикарта не заботила прибыль проекта, при создании автомобиля он мог экспериментировать и использовать весь свой инженерный талант. Так появилась сложная по устройству модель "Z102", дебютировавшая на Парижском автосалоне 1951 г.

Автомобиль изначально предназначался для ручной сборки. Его основой была стальная несущая платформа с усилителями, состоявшая из множества свариваемых вместе штамповок, на которую устанавливался кузов. Фантазии кузовостроительных фирм только приветствовались. Их ограничивали лишь положение панелей моторного отсека и надколесные арки. Разнообразие кузовов удивляло.
Подвеска передних колес имела продольные торсионы, а в задней подвеске de Dion использовались поперечные торсионы. Массивные ребристые тормозные барабаны задних колес разместились по обеим сторонам картера главной передачи, как на любом автомобиле Гран при того периода.

Тон всему автомобилю задавал прекрасный V-образный 8-цилиндровый двигатель, выполненный целиком из алюминия и отличавшийся съемными мокрыми гильзами цилиндров и двумя распредва-лами для каждого ряда цилиндров. Выпускали его в трех вариантах по рабочему объему, с разными карбюраторами Weber и даже с механическим нагнетателем. Поэтому как такового базового автомобиля "Z102" не существовало. Встретить две одинаковые по характеристикам машины было почти невозможно.

В дополнение к созданным и выпускаемым самой компанией Pegaso кузовам, заказчикам предлагали кузова таких фирм, как Saoutchik ("Саучик") и Touring. Pegaso изготовила всего 19 кузовов, а самым популярным стал Touring Berlinetta ("Берлинетта"), выпущенный в количестве 45 штук.

Теоретически "Z102" мог стать весьма успешным гоночным автомобилем. В 1953 г. Pegaso выставила машины в гонке в Ле-Мане, однако на старт они не вышли из-за аварии одной из них в тренировочных заездах. Еще одну машину разбили в Мексике на "Каррера Панамери-кана" (Carrera Panamericana). Дорожные автомобили в зависимости от двигателя были "скоростными или очень скоростными". Автомобиль с безнаддувным 2,4-литровым мотором был на уровне Jaguar XK120, машина с 3,2-литровым двигателем с наддувом (285 л.с.) соперничала с Ferrari ("Феррари") или Mercedes-Benz ("Мерседес-Бенц").

Pegaso предлагали с различными вариантами двигателя, в том числе с наддувом и без него. Все автомобили получали 3-летнюю гарантию. За семь лет было изготовлено 110 машин. Объем продаж не удалось увеличить даже с переходом в 1955 г. на новый мотор (модель "Z103").
Автомобили "Z102" и "Z103" представляли огромный интерес со всех точек зрения. Конечно, они требовали серьезных усилий по доводке, чтобы соответствовать амбициям создателей. Сохранившиеся до наших дней экземпляры настолько редки, что при продаже за них требуют огромные суммы.
 
Pegaso Z102 Berlinetta Series II Saoutchik 1954
изготовитель
артикул
номер
Matrix
MX41608-011
292 / 408
chassis 01021500148
engine  01020170148

Только два шасси из выпущенных 125 получили кузова от ателье Saoutchik.