DAIMLER
1891-1896-1960-        
Daimler Double Six Brougham V-30 HP Hooper 1929
            
King George V (Sandringham)
изготовитель
артикул
Oxford
AT001
Этот Daimler Double-Six был приобретен королем Георгом V в личное пользования и передан Королевской конюшне в 1929 году. Подобный автомобиль, описываемый как «закрытый лимузин» был также куплен для королевы Мэри. Кузов Brougham изготовило ателье Hooper. Среди многих особенностей – внутренняя отделка темными породами дерева со вставками из серебра и слоновой кости.

На крыше автомобиля был установлен фонарь, окрашенный в «королевские» цвета с соответствующим геральдическим декором. После службы Королевский Brougham был возвращен на завод Daimler, где он, к сожалению, пострадал в годы войны. После объемных реставрационных работ компания Daimler преподнесла автомобиль в дар Королеве в 1968 году.

Daimler Double Six 50 Sport Drophead Coupe Corsica 1931 (1926 - 1937)
изготовитель
артикул
тираж
Ilario
IL43057
110 шт.
chassis 30661

К 20-м гг. 6-цилиндровые модели Daimler конструктивно отстали от автомобилей Rolls-Royce 40/50, что привело к созданию компанией серии двигателей V12 с золотниковым газораспределением, в которых было много элементов от 6-цилиндровых моторов. Первая модель "50НР" имела 7,1-литровый двигатель с комплектующими, в том числе блоком цилиндров, от модели "25/85".

Все машины назывались Double Six, поскольку как бы получили два 6-цилиндровых мотора и имели два карбюратора, по две системы зажигания и охлаждения - одна для каждого ряда цилиндров.Машины оказались величественными и практически бесшумными - идеальными для продажи аристократам и королевской фамилии, у которой Daimler ходил в фаворитах, несмотря на конкуренцию со стороны Rolls-Royce.

За 11 лет было изготовлено четыре модели Double Six различной длины, но цена каждой превышала 2 тыс. ф.ст. Модель "50НР" в 1928 г. дополнила модель "ЗОНР" с меньшим рабочим объемом мотора (3744 см3). В 1931 г. их заменили модели "30/40" и "40/50" (5296 и 6511 см3) с гидромуфтой и коробкой с предварительным выбором включаемой передачи. В середине 30-х гг. для короля Георга V и королевы Марии построили несколько моделей с 6,5-литровым двигателем с обычными клапанами.
 
Daimler Double Six 40/50 Sports Saloon Martin Walter 1932
изготовитель
артикул
номер
Matrix
MX50402-011
122 / 408
chassis 32382
engine 55628

Секрет успеха автомобилей Дэймлер, в том числе и у членов королевской семьи, заключался, помимо высокой надежности и качества шасси, в патентованных двигателях системы Найт, использующих гильзовую систему газораспределения. В отличие от обычных моторов с клапанами, приводимыми в действие распредвалом через систему коромысел и толкателей, гильзы скользили практически бесшумно, требуя лишь качественной и постоянной смазки.

В конце 20-х годов главным инженером компании Лоуренсом Помероем (L. H. Pomeroy) был разработан экзотический бесклапанный двигатель V12, состоящий из двух самостоятельных блоков, вращавших один коленвал в общем картере. Системы питания, зажигания и охлаждения были отдельными для каждого блока. Механизм газораспределения был усовершенствован, замена чугунных гильз, более точно изготовленными, стальными, значительно снизила расход масла.

Производство Doble-Six, начатое в 1926 году, продолжалось до 1937. За это время было выпущено четыре версии двигателей разного объема и мощности.

Автомобиль второго поколения Daimler Doble-Six, запущенный в производство в 1931 году — модель 40/50, оснащалась двигателем объемом 6511 см3 и мощностью 140 лошадиных сил. Шасси к этому времени также было усовершенствовано: установлена централизованная система смазки и трансмиссия с гидромуфтой и планетарной коробкой передач Wilson с электрическим устройством выбора передач.

Автомобиль был заказан Гербертом Вайлкоксом (Herbert Wilcox) для его жены, кинозвезды Анны Нигл (Anna Neagle). Проект закрытого четырехдверного спортивного кузова «Sport Saloon» разработан Оуэном (H. R. Owen) и построен фабрикой Мартина Уолтера (Martin Walter). Daimler Doble-Six 40/50 Walter Sport Saloon имеет невероятно длинную колесную базу — более четырех метров, самую большую, на которой когда-либо строились Doble-Six.
 
Daimler DB18 2½ Litre Drophead Coupe 1939
            
King George VI
изготовитель
артикул
номер
Autotorque
RC1.A
087 / 300
chassis DB18-1-4612
engine 28564

Даймлер – одна из известнейших марок, прочно занявшее свое место в истории и традициях роскошных автомобилей Британии, известных как «королевские».

Модель Fifteen, представленная в 1933 году, создавалась как попытка предложить недорогой «водителький» автомобиль для традиционных клиентов, которые больше не могут позволить себе расходы на шофера.

В 1938 году рабочий объем двигателя был увеличен до 2552 см3, а в следующем году автомобиль получил обозначение DB18 и был доступен для заказа с кузовом drophead coupe и cabriolet. Ко времени коронации короля Георга VI в 1937 году Daimler уже был удостоен патронажем трех поколений правящей династии, и новый монарх, согласно семейной традиции, сразу заказал несколько дополнений к существующему флоту королевских Даймлеров.

В марте 1939 года для личного пользования Его Величеством было предоставлено drophead coupe DB18 черного цвета с независимой передней подвеской.  Цензурой из-за военных ограничений было запрещено фотографировать этот автомобиль.

Впоследствии автомобиль был передан Mary Beatrice, одной из придворных королевы-матери. После полной реставрации в 1980 году,  DB18 являются частью экспозиции в Longleat.

Daimler DE36 Drophead Coupe "Green Goddess" Hooper 1948
                                                                                          (1948 - 1953)
изготовитель
артикул
номер
Matrix
MX10402-021
120 / 408
chassis 52802

Первый из этих DE36 (150л.с. рядная восмерка объемом 5460 куб.см.) с кузовом Drop Head Coupe от Hooper был окрашен в нефритово-зеленый цвет. Автомобиль дебютировал в 1948 году на стенде Daimler в первом после второй мировой войны Earls Court British Motor Show. Данное руководителем выставки сэром Bernard Docker и растиражированное автомобильной прессой название «Зеленая Богиня» использовалось впоследствии многие годы. С 1948 и 1953 годы было произведено только 7 огромных (более 20 футов в длину) и весом около 3 тонн автомобилей.

Несмотря на то, что время восьмицилиндровых двигателей с рядным расположением цилиндров прошло, компания «Деймлер» продолжала выпускать их до 1953 года. Рабочий объем составлял 5460 см3, а мощность 152 л. с. при 3600 об/мин. Автомобили делались только на заказ.

Daimler DB18 Empress Sports Saloon Hooper 1951 (1948 - 1953)
изготовитель
артикул
номер
Matrix
MX 10402-011
327 / 408
Daimler DB18 был запущен в 1939 году с 2,5-литровым шестицилиндровым верхнеклапанным двигателем, бывшим по существу развитием Daimler New Fifteen. Построенный на крестообразной раме, имел независимую переднюю подвеску, легкое рулевое управление и механические тормоза. Стандартным кузовом был салон от Mulliners, но также были доступны Drophead от Charlesworth, Abbott и Tickford.

В 1948 году появилась более мощной модификация Super Sports с двумя карбюраторами и увеличенной с 70 до 85 л.с. мощностью двигателя и улучшенными тормозами. Основным кузовом был Drophead от Barkers.

97 шасси Super Sports были направлены в ателье Hooper из Бирмингема для оснащения элегантным, с четкими гранями кузовом Empress, который был хорошо принят аристократией и монтировался также на шасси от Rolls-Royce и Bentley. Роскошно отделанный внутри, в 1950 году Empress стоил немалых £3450, по сравнению с £2103 за Barker Drophead и £1624 за  стандартный салон Consort.

До нашего времени сохранилось всего 24 из 97 экземпляров.

Daimler DE36 Fixed Head Coupe "Blue Clover" Hooper 1952
изготовитель
артикул
номер
Matrix
MX50402-021
086 / 408
chassis 52842
body 9876

Шоу-каром ателье Hooper в 1952 году стало купе с жесткой крышей на шасси DE36. Автомобиль был окрашен в сине-серые цвета с боковыми панелями, украшенными геометрически правильно повторяющимися изображениями четырехлистного клевера. Фары и поворотные огни были установлены внутри передних крыльев за плексигласовыми колпаками, как на Green Goddess и Gold Car.

Сиденья аналогичны таковым на Green Goddess, с трехместным передним диваном и двумя задними креслами были обиты голубой кожей с темно-синей отделкой. Вместо деревянного шпона интерьер отделан серо-голубой кожей ящерицы. Ею же покрыты рулевое колесо и внутренние дверные панели, шкафчики по бокам от задних кресел и маникюрный набор встроенный в левую дверь. В спинке переднего дивана расположены фляга, хрустальные очки, серебряные термосы, сэндвич-коробки, чашки, блюдца, постельное белье. В нише за задними креслами находятся 8-мм кинокамера и пара биноклей. В лотке под приборной панелью можно найти зеркало, расческу, щетку для одежды и пудреницу. Пол покрыт нейлоновым ковриком.

Daimler Conquest MkI 1953 (1953 - 1956)
изготовитель
артикул
номер
J & M Classics
DA1A
031 / 125
Daimler DK400 "Golden Zebra" Hooper 1955
изготовитель
артикул
номер
Matrix
MXLM01-0402
106 / 408
chassis 92705

В 1949 году Бернард Доккер, глава концерна BSA и единственный сын Дадли Доккера, основателя этой империи, женится на чёрной вдове — Леди Коллинс, в девичестве Нора Ройс Тёрнер. Эта дама была когда танцовщицей в известном клубе, её покровителем был Лорд Мальбороу, короче девушку раскрутили и она стала светской львицей. Вскоре Леди Доккер заинтересовалась бизнесом мужа, что не удивительно, в детстве её отец был автомобильным дилером, правда неудачливым, из-за чего свёл счёты со своей жизнью, в итоге её муж делает её директором кузовостроительной фирмы Hooper. Леди Доккер начала твердить мужу, что нужно поменять политику продаж, сейчас машина известна только в кругу аристократии, да и та уже переходит на "Роллс Ройсы", плюс автомобили сами технически устаревают и надо обратить внимание на марку большего количества клиентов, для этого надо создавать шоу-кары, и новые модели

В 1955м году лимузин Daimler DF400 Reginа, получает новое имя — DK400, кстати это была последняя модель, которая серийно получила преселективную трансмиссию, разработанную в 30х годах. На её базе строится последний шоу-кар — Golden Zebra. Хромированные элементы декора были позолочены, салон был сделан из шкуры зебры, потому что по словам Норы Доккер, на шкуре норки быстро преет задница.

Эта машина стала последней чашей терпения руководства фирмы, эти выкрутасы, а так же чрезмерные расходы четы Доккеров вынудили в мае 1956 года покинуть свой пост сэра Бернарда Доккера, а Нора Доккер перестала быть главой фирмы Hooper. Дело было так: налоговые службы Великобритании решили проверить чету и оказалось, что Докеры вывозили деньги фирмы из страны, и тратили их в казино Монте Карло. Леди Докер начала собирать чеки, и пыталась всё выставить, как бизнес расходы компании Дэймлер, например золото и бриллианты потраченные из казны фирмы пыталась выставить, как необходимые украшения, т.к. Леди Доккер лично участвовала в автошоу, демонстрируя новинки фирмы, однако тут выяснилось, что и свой замок парочка перестроила за счёт компании, поэтому что бы не раздувать скандал акционеры и попросили джентльмена и даму из компании. Кстати после постоянных эпатажных выходок леди Доккер, это имя стало нарицательным и британцы стали употреблять его, если хотели сказать о ком-то, как о показушнике. Кстати парочка после того как покинула компанию купили в личное пользование Bentley и заказали на них номера — ND5 (Нора Докер) и BD9 (Бернар Докер), после такой выходки, многие важные для "Daimler" клиенты отвернулись от марки, т.к. Доккеры были лично знакомы со многими покупателями. А королевский автогараж распродал все имеющиеся у них "Дэймлеры" и закупил себе "Роллс Ройсы".

Daimler SP250 Dart 1962 (1959 - 1964)
изготовитель
артикул
Norev
270101
Производство модели SP250 «Dart» было абсолютно новым делом для «Daimler», компании, никогда ранее не занимавшейся выпуском спортивных автомобилей. Решение о создании этой модели было принято после смены руководства в конце 50-х: «Daimler» переживала кризис, и, по мнению высшего руководства, выпуск нового спортивного автомобиля был бы прекрасным способом добиться желанной популярности у американских покупателей, что ранее уже удавалось фирмам «Jaguar», «Triumph» и MG.

Главным достоинством автомобиля являлся его двигатель, V-образный восьмицилиндровый объемом 2548 см3 мощностью 140 л. с. Разработанный главным менеджером компании «Daimler» Эдвардом Тернером (Edward Turner) — знаменитым своими двигателями «Triumph» для мотоциклов, — работающий плавно, имеющий высокий крутящий момент, оборотистый двигатель с его полусферическими камерами сгорания и карбюраторами SU позволял непривлекательному, но легкому Daimler SP250 Dart развивать скорость до 201 км/ч.

Нельзя не упомянуть и разгон с места до 96 км/ч за 9,5 секунд. Однако превосходная динамика автомобиля и великолепный «горластый» V-образный восьмицилиндровый двигатель, казалось, немного не соответствовали непрофессионально, в спешке разработанному кузову и шасси. Дисковые тормоза «Dunlop» на четырех колесах обеспечивали быстрое торможение, но характеристики управляемости автомобиля никогда не были на высоте, поскольку рулевое управление не было достаточно чувствительным, а шасси — достаточно жестким: у первых автомобилей (вплоть до 1961 года) на ухабистых дорогах могли неожиданно открыться дверцы.

Судьба Daimler SP250 Dart была решена уже в 1960 году, когда компания «Jaguar» получила контроль над близким к банкротству предприятием «Daimler» с целью увеличения объемов производства. Сэр Уильям Лайонс никогда не жаловал модель Dart, виною тому был стиль этого автомобиля, и, кроме того, то, что он вряд ли мог составить достойную конкуренцию автомобилю Jaguar «Е-Туре». «Jaguar» сделал нерешительную попытку обновления дизайна машины, однако модифицированная версия автомобиля так и не была выпущена и Лайонс без особого сожаления распорядился о прекращении производства модели в 1964 году. При этом он был достаточно дальновиден, чтобы обратить внимание на потенциальные возможности превосходного V-образного восьмицилиндрового двигателя объемом 2,5 литра SP250, и, начиная с 1962 года, использовал его в ставшей популярной версии Jaguar MKII, разработанной на базе «Daimler».



Мало кто ожидал от почтенной английской фирмы Daimler такого автомобиля. Еще лет за пять до его дебюта ее производственная программа состояла главным образом из величественных и чопорных лимузинов с царственными наименованиями, — Regency, Empress, Consort, — а на каждом автосалоне фирменный стенд неизменно украшали эффектные демонстрационные авто, строившиеся на заказ в единственном экземпляре лучшими кузовными домами Британии. Публика привыкла к нарочитому великолепию внутренней отделки, где натуральная слоновая кость и шкура африканской зебры сочетались с перламутром и обильной позолотой, не говоря уж о ценных породах дерева и златовышитой парче пополам с шелком, к бьющему по глазам контрапункту авангардного дизайна фар головного света и вполне традиционной формы радиаторной облицовки, — а тут перед ней предстала маленькая пластиковая «мыльница» на два сидячих места, со сложной пластикой бортов и новомодными «хвостами», признать в которой машину марки Daimler позволяло разве что традиционное «оребрение» по всей верхней кромке узкого овального выреза, пришедшего на смену массивной и солидной передней облицовке… Ну какой же это Daimler? Это же просто-напросто Chevrolet Corvette c правым рулем!

Резкие и неожиданные перемены в производственной программе были знаком глубинных перемен, происходивших в самой компании. Все вышеописанное великолепие было результатом деятельности представителей второго поколения семейства Доккеров, игравшего одну из ключевых ролей в руководстве предприятием с самого 1910 года. Волею обстоятельств отпрыск этого славного семейства сэр Бернард Доккер к началу пятидесятых годов прошлого столетия совмещал свою деятельность на посту председателя совета директоров английской компании Daimler с достаточно высокими позициями в банковских кругах, — а супруга его Нора, бывшая балерина и натура вполне артистическая, озаботилась образом марки Daimler в глазах потенциальной клиентуры по всему миру и с согласия мужа начала принимать весьма энергичные меры по «освежению» фирменного имиджа. Участие в этом процессе ведущих британских кузовостроителей обеспечивалось тем, что после войны в холдинг BSA Group, частью которого компания Daimler являлась с незапамятных пор, вошли на правах подразделений такие известные кузовные дома, как Carbodies, Barker и даже поставщик королевского двора Hooper & Co. На протяжении всей первой половины пятидесятых годов усилиями этой яркой пары на свет регулярно появлялись те уникальные произведения кузовостроительного искусства, благодаря которым укреплялась репутация фирмы Daimler как производителя, не чурающегося авангардных стилистических решений на общем для Британских островов консервативном фоне. Но под конец мая 1956 года верх в компании одержали представители «инженерного» крыла в руководстве, недовольные той свободой действий, которой пользовались супруги Доккер, и постарались отстранить их от дел.

Сэра Барнарда обвинили в непроизводительных тратах принадлежащих компании средств и освободили от председательской должности; это кресло занял Джек Сангстер, бывший производитель мотоциклов под марками Triumph и Ariel, вовремя переуступивший свой бизнес холдингу BSA Group в обмен на высокое положение в директорате. Последовала реорганизация в масштабах всего холдинга, вновь образованное в его составе автомобилестроительное подразделение возглавил крупный конструктор-двигателист Эдвард Тернер, прославившийся еще своими работами для вышеупомянутой компании Triumph, — и марка Daimler начала свой фатальный дрейф от тех заоблачных высот, которые занимала, в сторону машин среднего класса, средних размеров и средней стоимости, какие прежде выпускались компанией под совсем другой маркою: Lanchester. Марка эта была в том же самом 1956 году упразднена вовсе, автомобиль Lanchester Sprite после соответствующего переоформления поступал на рынок уже как Daimler Conquest; на этом 6-цилиндровом шасси была впервые за весь послевоенный период опробована концепция двухместной открытой модели спортивного типа, — и по результатам этой «разведки боем» началась подготовка «настоящей спортивной модели»: с легким и прочным фибергласовым кузовом, с V-образной «восьмеркой» под капотом, с модной внешностью и хорошей динамикой.

Спроектированный Тернером двигатель помимо отменной гибкости характеристик отличался еще и удивительной плавностью работы, — его было практически не слыхать даже на скоростях под полторы сотни километров в час. Верхнеклапанный мотор с полусферическими камерами сгорания был подготовлен в двух версиях; одна, с рабочим объемом в два с половиной литра, предназначалась к использованию на спортивной двухместке, а другая, 4,5-литровая, — для большого закрытого автомобиля Daimler Majestic, назначенного к дебюту на тот же 1959 год. (Подробнее об этом последнем мы писали в АР №22, 2002.) Четырехступенчатая механическая трансмиссия позволяла умелому водителю достаточно полно использовать потенциал стосорокасильного двигателя; экземпляры, предназначенные для экспорта в Штаты, могли комплектоваться автоматическими трансмиссиями, — но в таком варианте автомобиль куда медленнее набирал свои законные 193 км/ч предельной скорости. Тормоза у машины были дисковыми, — причем не только спереди, но и сзади: еще бы, спортивная модель!.. Из подвесок независимой выполнялась только передняя, — по схеме с вертикально поставленными спиральными пружинами: ведущий задний мост по-прежнему поддерживали продольные полуэллиптические рессоры. Дебютировал автомобиль на нью-йоркском автосалоне весною 1959 года как Daimler Dart (англ. «дротик»), — но тут же выяснилось, что название Dart, оказывается, уже зарезервировано крайслеровским подразделением Dodge для готовившейся к запуску в производство со следующего сезона «младшей» серии автомобилей этой марки. Так что в продажу осенью того же года автомобиль поступил уже с буквенно-цифровым индексом взамен собственного имени, — ему было присвоено обозначение SP250 («спортивный 2,5-литровый»).

Ранние серийные экземпляры двигателей систематически перегревались, поэтому Тернеру пришлось прямо на ходу основательно переделывать систему охлаждения. Но в целом мотор был хорош, — до такой степени хорош, что на него с вожделением поглядывали даже конкуренты из фирмы Jaguar Cars Ltd., располагавшейся по соседству в том же английском городе Ковентри, в корпусах бывшего даймлеровского завода на улице Браунс-Лейн. Глава компании Jaguar Уильям Лайонс пристально следил за состоянием дел у соседей, — и когда в середине 1960 года добравшийся до президентского поста в концерне BSA Group Джек Сангстер обмолвился, что готов рассмотреть вопрос о продаже своего «автомобилестроительного подразделения», первым подоспел с предложением на сумму в три миллиона и четыреста тысяч фунтов стерлингов. С тех самых пор и по сей день марки Jaguar и Daimler поминаются на едином дыхании, а все различия между ними сводятся к упомянутому выше декоративному «оребрению» по верхней части фальшрадиаторной облицовки и некоторым мелким деталям внешнего декора, включая именники. Ведь едва заполучив вместе со всей фирмой тернеровский двигатель, Лайонс первым делом пристроил его под капот своему четырехдверному автомобилю Jaguar Mk. II, получив в результате модель Daimler V8-250; по той же самой схеме были построены и все последующие автомобили Daimler с закрытым кузовом.

Выпуск машин SP250, впрочем, продолжался прежними темпами. Но у Лайонса были свои взгляды на то, каким должен быть настоящий спортивный автомобиль, — и уже через год на рынке появилась модель, всецело этим взглядам соответствующая: легендарный Jaguar E-Type. Рядом с этой потрясающей сигарообразной машиной стеклопластиковый Daimler с его хвостовыми килями смотрелся откровенным архаизмом, и спрос на него начал неудержимо падать. Автомобиль продержали на производстве вплоть до конца сезона 1964 года, выпустив в общей сложности 2650 экземпляров.

Машин таких сохранилось довольно много, — фибергласовый кузов не ржавеет; другое дело, что агрегаты ходовой части коррозии как раз очень даже подвержены, и под безупречным внешне кузовом вполне может оказаться напрочь «убитое» шасси. Отсюда та разница в ценах, по которым автомобили Daimler SP250 предлагаются на рынке автомобильного антиквариата: в тех же Штатах можно встретить и идеальный экземпляр за 25 тысяч долларов, и «машину-донор» сотни за три, — только на запчасти, — и вполне ходовую машину не дороже шести тысяч, в которую, впрочем, придется вложить как минимум еще столько же, чтобы довести ее «до ума». Автомобиль на наших иллюстрациях, правда, обитает не в Америке, а в Германии, куда попал новым еще в начале шестидесятых и где провел всю свою долгую жизнь.