MERCEDES-BENZ
1886/1890-1926-        
Mercedes-Benz Typ 500 K VanVooren 1934
изготовитель
артикул
номер
B&G / EMC (Пивторак)
EL-1

043 / 150
W29
Mercedes-Benz Typ 500 K Sport-Coupe 1935
изготовитель
артикул
EMC (Пивторак)
W29
Mercedes-Benz Typ 500 K Autobahnkurier 1935 (1934 - 1936)
изготовитель
артикул
номер
Vertex / Пивторак
VER001

078 / 300
W29

Большую популярность и известность получило шасси "с углубленным двигателем". В принципе, это стандартное шасси 500К с обычной колесной базой 3290 мм, однако со сдвинутыми к задней части на 185 мм радиатором, двигателем и кабиной. Эти изменения были предприняты для усовершенствования развесовки автомобиля, способного развивать скорость до 170 км/ч, так что инженерам пришлось серьезно потрудиться над его устойчивостью на больших скоростях. На базе вот такого шасси "с углубленным двигателем" были построены модели Special Roadster и купе Autobahn Kurier.

Согласно одной из легенд господин Jean Bugatti, увидевший Autobahn Kurier на выставочном стенде в далеком 1934 г., был просто оглушен и ошеломлен красотой этого автомобиля. Вдохновленный он принялся за проектирование двухместного купе и уже в 1935 г. представил публике свой знаменитый Bugatti Aerolithe Type 57. Достоверно не известно, правда это или нет, но внешняя схожесть двух автомобилей прослеживается четко. К тому же первым свое купе показал миру именно Mercedes-Benz, а не Jean Bugatti. Эта история усиливает впечатление от этого автомобиля и добавляет ему определенного шарма.

Итак, впервые Mercedes Autobahn Kurier был показан общественности в феврале 1934 г. на берлинском автосалоне, где он стал настоящей сенсацией – весь бомонд только и обсуждал этот шедевр автомобилестроения. Он поразил своей красотой не только посетителей выставки, но и конкурентов Mercedes-Benz, которые отслеживали каждый шаг компании.

Больше всего удивлял революционный подход чрезвычайно консервативных инженеров Mercedes-Benz: во-первых, не стандартный для Mercedes-Benz кузов типа fastback; во-вторых, на этой модели впервые были применены гнутые задние стекла и закрытые арки задних колес, да и общий дизайн автомобиля был "на грани" общепринятого корпоративного стиля компании Mercedes-Benz.

В процессе утверждения общего дизайна этого автомобиля в компании разгорелись нешуточные споры по поводу "отклонений" от корпоративного стиля. Руководство наотрез отказывалось визировать этот проект, боясь навредить сложившемуся имиджу автомобилей Mercedes-Benz. Первые дизайны и макеты авто отличались весьма экстравагантными очертаниями с максимально скругленными обтекаемыми формами и крышей Hard Top. И только после того как дизайнеры представили макет Autobahn Kurier, где декоративная передняя часть автомобиля была сохранена в фирменном стиле, проект был одобрен. К большому сожалению, неизвестно, кто конкретно из дизайнеров трудился над этим автомобилем, так как корпоративная политика компании тех лет запрещала "пиарить" конкретные личности, речь могла идти только о продукте самой компании.

Осталось разобраться с названием, почему Autobahn Kurier? Все просто: в 1930-х гг. в Германии активно реконструировали и строили автомобильные дороги – автобаны, что, бесспорно, открывало дополнительные возможности для производителей автомобилей. Одно такое автомобильное шоссе построили вокруг всей Германии, в честь которого и был назван новый автомобиль.
Далее, говоря "автомобиль", мы будем иметь в виду только один конкретный автомобиль Autobahn Kurier. Первым владельцем этого автокрасавца стал испанский профессор Игнасио Барракер (Ingacio Barraquer). Приобретенный им в 1938 г. автомобиль до 2004 г. находился в собственности его семьи.

Игнасио Барракер был глазным хирургом, который в те времена буквально творил чудеса в области глазной хирургии и спас зрение не одному десятку простых и выдающихся людей. Игнасио Барракер был гением в своей сфере. А на чем, по-вашему, должен ездить гений?!
Клиника Барракера по сей день работает в той же области; в этой семье выросло несколько поколений отличных специалистов в глазной хирургии.

По легенде Игнасио Барракер получил Autobahn Kurier с номером шасси 288557 в подарок от фюрера в знак благодарности за то, что тот спас зрение одному из его приближенных военачальников. Это легенда, но "нет дыма без огня", и выглядит она вполне правдоподобно, поскольку даже если бы доктор очень захотел приобрести такой автомобиль (произведенный всего в двух экземплярах), просто купить его было бы нелегко.

Также ходил слух о том, что автомобиль был подарен Барракеру арабским принцем, которому доктор якобы также спас зрение.

Можно долго спорить о правдивости этих легенд, но сын Барракера, Жозе, опровергает обе, утверждая, что его отец, будучи в отпуске в Германии, приобрел этот автомобиль и затем переправил домой, в Испанию.

В дополнение к опровержению этой легенды у нового владельца Autobahn Kurier, о котором речь пойдет дальше, якобы имеется копия документа, заполненного собственноручно Барракером 13 сентября 1938 г., подтверждающего заказ и приобретение этого автомобиля.
Игнасио Барракер очень любил свой автомобиль и никому не позволял им управлять. Барракер крайне ценил ходовые качества автомобиля и использовал его как основное транспортное средство во время своих многочисленных путешествий.

Известно, что Барракер за рулем Autobahn Kurier со своей супругой отправился в длительное путешествие в Северную Африку через Ливию в Каир и Александрию в Египте. В семейном архиве доктора хранится множество экзотических фотографий, где этот автомобиль запечатлен на фоне африканских достопримечательностей. Игнасио Барракер оказался неплохим автомехаником: по пути в Северную Африку на Autobahn Kurier дала течь прокладка головки блока цилиндров, доктор самостоятельно под палящим солнцем смог снять головку блока цилиндров, заменить прокладку и отрегулировать клапаны на цилиндрах, после чего автомобиль своим ходом продолжил путешествие. По прибытию в Египет автомобиль был отправлен обратно домой, в Барселону.

По словам сына Барракера, отец был хорошим водителем, любил высокую скорость, и даже на скорости 170 км/ч рядом с ним пассажир чувствовал себя уверенно и спокойно. Учитывая длительные путешествия, большие пробеги и экстремальные скорости, нужно отметить, что Барракер никогда не попадал в дорожные происшествия на Autobahn Kurier.

Однако шло время, эксклюзив старел, и его все сложнее и сложнее было ремонтировать. В 1950-е гг. Барракер сменил автомобиль на Mercedes модели 300S. Autobahn Kurier перешел в руки зятя Барракера, а затем сына. И хотя автомобиль не попадал в дорожные происшествия, его все же подкрашивали и производили небольшие переделки. Долгое время автомобиль выставлялся в Барселонском музее техники, куда Жозе Барракер временно его передал.

Сейчас этим автомобилем обладает мексиканец Артуро Келлер. В Калифорнии Артуро владеет огромным винодельческим хозяйством, на территории которого расположены три музейных корпуса, в одном из которых находится более 60 автомобилей Mercedes. Артуро Келлер и его супруга Дебора – заядлые коллекционеры ретро-техники. Они с удовольствием показывают свои автомобили публике и ежегодно участвуют в двух-трех мероприятиях, посвященных классическим автомобилям. Приобретя в 2004 г. Mercedes Autobahn Kurier, Артуро передал автомобиль на реставрацию в известнейшее ателье "Paul Russell & Co", где автомобиль был скрупулезно отреставрирован. И уже в 2006 г. авто блистало на ежегодной выставке "Pebble Beach 2006".

В 2008 г. автомобиль снова появился на публике, завоевав приз зрительских симпатий как самый изящный автомобиль на Concorso d’Eleganza Villa d’Este в Италии.

Автомобиль Игнасио Барракера всегда считался единственным уцелевшим Autobahn Kurier, но имеются данные о существовании его "старшего брата". Согласно имеющейся информации этот автомобиль с номером шасси 130898, имея индекс 500К, был оборудован двигателем 5,4 л.

Перед Второй мировой войной Гитлер активно искал союзников перед началом большой агрессии, одаривая своих потенциальных партнеров эксклюзивными автомобилями. Вот этот автомобиль и был отправлен в 1935 г. в Иран, где его владельцем стал шах Mohammad Reza, который в 1939 г. подарил его в день свадьбы своему сыну. Долгие годы авто не покидало Иран. В 1960-е гг. автомобиль в полностью оригинальном состоянии с пробегом 10000 км на одометре был обнаружен местным импортером грузовиков Mercedes. Тогда же след этого автошедевра потерялся...

По источникам компании Mercedes-Benz мог существовать и третий Autobahn Kurier, но на сегодня этот факт не подтвержден.

Mercedes-Benz Typ 500 K Autobahnkurier 1935 (1934 - 1936)
изготовитель
артикул
IXO
MUS021
W29

В 1934 году Даймлер-Бенц заменил спортивную модель Mercedes-Benz 380, занимавшую промежуточное положение между шестицилиндровым 290 и флагманским 770 «Grosser», на более мощный 500К. Пятилитровый двигатель нового автомобиля, уже в стандартной комплектации оснащенный компрессором, развивал мощность 100 лошадиных сил, которая кратковременно могла быть увеличена до 160 при включении компрессора посредством полного нажатия на педаль газа. Чугунный восмицилиндровый двигатель Mercedes-Benz 540К в паре с четырех- или пятискоростной коробкой передач монтировался на массивной раме коробчатого сечения. Передняя и задняя подвески были независимыми, а барабанные тормоза имели гидравлический привод.

Разгон тяжелого автомобиля, весившего больше двух тонн, до ста километров в час занимал более 20 секунд и, через два года после начала производства, руководство концерна приняло решение о замене двигателя на 5,4-литровый с максимальной мощностью при включенном компрессоре 160 л.с. Рост мощности не сильно отразился на максимальной скорости автомобиля (160 км/ч), но позволил устанавливать на шасси бронированные кузова, очень актуальные в условиях приближающейся Второй Мировой войны.

В отличие от большинства производителей роскошных автомобилей, Даймлер-Бенц почти не производил голых шасси для установки заказных кузовов. Большая часть продукции оснащалась заводскими кузовами, построенными на фабрике в Зинделфингене (Sindelfingen). Из 419 построенных в 1936 — 39 годах Mercedes-Benz 540К лишь 29 были изготовлены по специальным заказам клиентов кузовными мастерскими. Такая высокая доля заводских кузовов объясняется очень широкой номенклатурой продукции. Mercedes-Benz 540К выпускались со стандартными кузовами следующих типов: Cabriolet A, B, C, Normal-Roadster, Spezial-Roadster, Limousine (2-х и 4-х дверные), Tourenwagen, Coupe и Autobahnkurier.

Меньше всего выпустили элегантных обтекаемых купе Autobahnkurier. На шасси 540К их построили всего два экземпляра. Один автомобиль был заказан испанским врачом-окулистом Игнасио Барракером, после того, как он увидел аналогичный автомобиль в 1938 году на Автомобильной выставке в Париже. Барракер регулярно пользовался этим автомобилем, часто совершая длительные поездки. После войны доктор приобрел более современное транспортное средство, поместив Mercedes-Benz 540K Autobahnkurier в экспозицию Клуба Антикварных Автомобилей в Каталине. В 2004 году семья Барракеров продала автомобиль известному коллекционеру Полу Расселу (Paul Russel).

Mercedes-Benz Typ 500 K Luxus Roadster 1935
изготовитель
артикул
номер
Vertex / Пивторак
B66040468

019 / 250
W29
Mercedes-Benz Typ 540 K Stromlinien Roadster Erdmann & Rossi 1935
                        
King Ghazi of Iraq.
изготовитель
артикул
тираж
Heco Miniatures
MB540K.2698

25 шт.
W29

В 1935 году компании Mercedes-Benz было поручено построить 5.4-литровый Мерседес 540K (код заказа #2698 5 декабря 1935, двигатель #123705) для такого клиента, как иракский король Гази.

В 1933 году в возрасте 21 года, Гази удалось сменить своего отца на троне. К сожалению царствование молодого короля был непродолжительным; Он погиб в автокатастрофе шесть лет спустя в 1939 году. Не известно на каком автомобиле это произошло.

Нескольких лет автомобиль демонстрировался  в музее иракских «государственных автомобилей». В то время Erdmann & Rossi 540K Mercedes был окрашен в кремовый цвет с темно-зелеными вставками.

Johannes Beeskow, бывший главный дизайнер, объясняет в статье о Erdmann & Rossi:

Мерседес заказал у нас шоу-кар для выставки в Барселоне в 1935 году. Одним из посетителей был король Ирака. Он выразил желание купить автомобиль, но сотрудники Мерседеса отказали, поскольку он был оснащен слабым двигателем объемом 2,9 л; Однако они добавили, что он может приобрести идентичный автомобиля, с 5,4 литровым мотором с компрессором (известный 540 K). Король принял их предложение и мы перестроили тот же кузов, но с двигателем 5,4 литра. Королевский герб был изображен на двери перед тем, как автомобиль был поставлен в Ирак.

Каким-то образом он пережил последнюю войну и был найден на скрытой автостоянке, в нескольких уровнях под улицами центрального Багдада.

Mercedes-Benz Typ 540 K Stromlinien Roadster Erdmann & Rossi 1935
                        
King Ghazi of Iraq. Royal Garage Version
изготовитель
артикул
номер
EMC (Пивторак)
EMC540ER.2A

024 / 050
W29
Mercedes-Benz Typ 540 K Stromlinien Roadster Erdmann & Rossi 1935
                        
King Ghazi of Iraq. Museum Speyer
изготовитель
артикул
номер
EMC (Пивторак)
EMC540ER.4B

020 / 075
W29

Автомобиль находящийся сейчас в музее, может похвастаться двумя дополнительными противотуманками, установленными на переднем бампере, которых никогда не было на этом автомобиле за всю историю. Также и регистрационным номером, который является чистым воды изобретением, номерным знаком Германии периода до 1945 года, который также отсутствует на исторических фотографиях этого автомобиля. В дополнение ко всему фароискатели по бокам лобового стекла направлены вправо и влево, вместо того, чтобы смотреть вперед.

Непонятно, почему folks R.Wagner в Landshut (реставрационная мастерская в Баварии, которая приводила в порядок автомобиль) добавила эти приспособления и почему музей в Speyer выставляет автомобиль в неаутентичном состоянии.

MBMC Newslletter #20 August 2011

Mercedes-Benz Typ 540 K Cabriolet A 1936 (1936 - 1937)
изготовитель
артикул
iМастер 43 / Kit O'boy
W29

Mercedes-Benz 500K впервые был представлен на Берлинском автосалоне в феврале 1934 года и в том же году поступил в продажу.

Как свидетельствуют прайслисты того времени, за 22 тыс. рейхсмарок можно было выбрать 500К с 4-дверным кузовом седан, кабриолет B или C. На Парижском салоне 1936 года 500К сменила модель 540K, а в 1939–40 годах должна была прийти очередь 580К. На всех автомобилях серии устанавливался рядный 8-цилиндровый двигатель, отличающийся объемом, о чем свидетельствуют индексы в названии моделей. Пятилитровый мотор М24 I развивал мощность 100 л.с. (с компрессором 160 л.с.) при 3 400 об/мин. Двигатель М24 II объемом 5,4 л прибавлял в мощности до 115 л.с., которая с компрессором увеличивалась до 180 л.с. при 3 400 об/мин. Включение компрессора с механическим приводом Roots осуществлялось путем нажатия до упора на педаль газа, а выключение происходило автоматически при сбрасывании газа. Компрессор следовало включать только в случае острой необходимости – для разгона, например, или преодоления короткого крутого подъема на время не более 1 минуты. На модели 540K до 1938 года устанавливалась 4-ступенчатая коробка передач, которую затем сменила более прогрессивная 5-ступенчатая.

Mercedes-Benz тип 500 очень незначительно отличался в техническом отношении от своего предшественника – модели «Нюрбург», но получил модернизированный кузов. Решетка радиатора обрела еле заметную клинообразную форму и размещалась под небольшим углом. Наклон имело и лобовое стекло. Особенно заметно это стало на моделях, выпущенных после 1936 года. В целом модель 500 (как и 500N) и ее предшественник «Нюрбург» были «долгоиграющими» моделями в производственной программе концерна 20–30-х годов. Любопытно и то, что «пятисотый» был последним из «Мерседесов» с неразрезными осями, а также последним серийным автомобилем в мире, на котором использовались колеса с деревянными спицами.

Складной верх кабриолета стал настоящим чудом кинематики, скрытым от посторонних глаз. Он многослойный, утепленный и даже электрифицированный — с плафоном внутреннего освещения. Под прорезиненной трехслойной материей снаружи и мягким плюшем внутри в тент зашит хитроумный каркас, над совершенствованием которого трудились лучшие умы Германии. Перекосу конструкции препятствуют «циркули» — хромированные рычаги по бокам крыши. Кромка тента закрепляется на раме ветрового стекла c помощью двух зажимов.

Компрессорные «Мерседесы», 500K (W29, 1934–1936 гг.) и 540K (W29, 1936–1939 гг.) продолжили традиции моделей S и SS, получивших всемирную известность. И пусть они не были столь демонстративно мощными, зато гораздо более элегантными, комфортабельными и легкими в управлении. Модельный ряд этих автомобилей с компрессорными двигателями (отсюда и буква в названии) может похвастаться большим разнообразием кузовов, в том числе спортивного и даже псевдоспортивного стиля. И лучше всех передать характер марки удавалось заводской кузовной мастерской в Зиндельфингене. Лишь изредка для этих моделей использовались кузова других фирм (например, Erdmann & Rossi), если на это соглашались покупатели. В целом такой порядок был не совсем типичным для того времени.

Как и ранее тип 380, модели 500К и 540К предлагались с двумя типами шасси, оба с одинаковой базой 3 290 мм. Основное отличие заключалось в компоновке агрегатов и кузова относительно передней оси. В первом случае радиатор располагался непосредственно над осью. Необычность второй компоновки заключалась в том, что радиатор, а вместе с ним двигатель, коробка, рулевое управление и сиденья были смещены на 185 мм за переднюю ось, что зрительно еще больше удлиняло автомобиль. Такой тип конструкции, получивший даже специальное название «шасси со смещенным назад двигателем», просуществовал до 1938 года, до прихода новой моды на обтекаемые формы. Кроме того, существовал третий тип шасси с укороченной до 2 980 мм базой – он использовался для единичных экземпляров двухместных автомобилей, а в дальнейшем должен был стать исходным для планируемой модели 580К.

Шасси для 540К производились только до 1939 года, при этом последняя партия из 50 штук обрела кузова лишь в 1940-м, а некоторые еще позднее. Большинство из этих товарных автомобилей были отправлены на экспорт, а часть попала в гаражи Геринга и других крупных фигур нацистского режима. Последние экземпляры стали объектами Aktion P – госзаказа рейхсканцелярии, последовавшего летом 1942-го, после того как в мае этого же года во время проезда в открытом кабриолете типа 320 по пражскому пригороду был убит рейхспротектор Богемии и Моравии Рейнхард Гейдрих. На Daimler-Benz по полученному приказу в самом срочном порядке изготовили по 20 автомобилей типов 770 и 540К – все в бронированном исполнении. Автомобили предназначались для первых лиц и губернаторов оккупированных областей. Насколько известно, единственный сохранившийся из бронированных 540К с кузовом кабриолет находится в Национальном техническом музее Праги. Масса бронированных версий вырастала до 3,1 т, а максимальная скорость с обычных 170 км/ч принудительно уменьшалась до 80 км/ч.

Mercedes-Benz Typ 500 K Spezial Roadster 1936
                        
музей MB в Штуттгарте
изготовитель
артикул
номер
EMC (Пивторак)
EMC500K-1

067 / 080
W29

8 марта 1934-го года на Берлинском автосалоне был представлен наследник модели Mercedes-Benz 380K W22 – Mercedes-Benz 500K W29. Хотя внешне эти автомобили и похожи, но 500K – это новая модель, а не продукт эволюции 380-ых моделей.

Первое, что бросается в глаза, это более обширная линейка моделей: к уже существующим типам кузовов добавились “Roadster”, “Sedan”, “Sport Coupe”, “Sport Cabriolet” и “Motorway Courier”, а версия “Limousine” исчезла из гаммы.

Второй момент – это новый двигатель. Как следует из обозначения “500K”, это новый 5-литровый компрессорный агрегат серии M24, развивающий 100 л.с. в “атмосферном” состоянии и 160 л.с. при включенном нагнетателе. Топливо подавалось в цилиндры благодаря двум карбюраторам. Аппетит у автомобиля немалый: он расходовал по 27-30 литров топлива на 100 км. Что бы 500K “не голодал”, на него установили 110 литровый бак, который обеспечивал приличный запас хода.

Единственная модель, получившая другой двигатель – это четырёхдверный седан Mercedes-Benz 500 W24, получивший атмосферную версию мотора. В общей сложности с 1934 было выпущено всего 78 экземпляров этой модели.

На выбор покупателям предлагалось две новые коробки передач. Первая – это 4-ступенчатая “коробка” с синхронизированными, за исключением первой, передачами, устанавливалась на Mercedes-Benz 500K в “стандарте”. Вторая – пятиступенчатая – устанавливалась под заказ.

Для 500K, в отличие от его предшественника, предлагалось 3 варианта шасси: два стандартных, длиной 3290 мм, различающихся конструкцией КПП и расположением радиатора, а третье – короткое, длиной 2980 мм. Первый вариант 3290-милиметрового шасси оснащался радиатором, находящимся над передней осью. На него устанавливались кузова моделей “Cabriolet B” (с четырьмя боковыми окнами), “Cabriolet C” (с двумя боковыми окнами) и более поздние “Sedan” и “Tourenwagen”. Второй вариант получил радиатор, расположенный на 185 мм позади передней оси. На такие шасси устанавливались кузова моделей “Cabriolet A”, “Roadster” и стремительного “Motorway Courier” (кстати, версия “Roadster” стоила на 6 000 немецких марок дороже, чем её собратья по шасси, чья стоимость составляла 22 000 RM). А 2980-милиметровое укороченное шасси “женили” только со спортивными версиями Mercedes 500K: “Sport Roadster”, “Sport Cabriolet” и “Sport Coupe”.

Всего с 1934 по 1936 год было выпущено 354 модели Mercedes-Benz 500K W29.

Mercedes-Benz Typ 500 K Spezial Roadster 1936
изготовитель
артикул
номер
EMC (Пивторак)
EMC500K-1

019 / 030
W29
Mercedes-Benz Typ 500 K Spezial Roadster 1936
                        
частная коллекция в Москве
изготовитель
артикул
номер
EMC (Пивторак)
EMC500K-2

039 / 040
W29

Он был вывезен из Германии как трофей. Сначала принадлежал влиятельному генералу, а может, даже маршалу (рядовым труженикам такие автомобили КГБ иметь не позволял). Но ни один маршал СССР не оставил воспоминаний о владении таким Mercedes!

Хотя нельзя сказать, что автомобиль незаметный: его колесная база, как у Ford Expedition, — три метра! Только в отличие от внедорожника он... двухместный (еще для двоих седоков при необходимости открывалось в хвосте «тещино место»).

Всего на укороченной базе 500-й модели (с 3290 до 2980 мм) было построено то ли 29, то ли 25 таких 500К с кузовом Special Roadster мерседесовского «придворного» кузовного ателье в Зиндельфингене, изумительные обводы которого ни одна фирма в мире так и не смогла повторить. Похоже, глухи к красоте были советские маршалы! Технически машина тоже представляла собой шедевр своего времени. С полностью независимой пружинной подвеской колес (спереди — на двойных поперечных треугольных рычагах, сзади — типа «качающаяся свеча») и пятиступенчатой коробкой передач. Двигатель — рядную верхневальную пятилитровую «восьмерку» (100 л. с.) — сконструировал знаменитый немецкий инженер Ганс Нибель. Отдельной педалькой на полу подключался приводимый от коленвала механический нагнетатель Roots (тот самый «компрессор», обозначаемый литерой К), «надувавший» мотор 160 неистовыми «лошадьми». Благодаря ему 500К весом под 3 т мог в 1936 году шпарить по автобану со скоростью 160 км/ч! Ничего подобного в СССР не появлялось еще долго после войны!

В общем, когда хозяину машина надоела (кстати, до войны она стоила 22 000 рейхсмарок, как целое поместье), он передал ее своему адъютанту, и тот, выйдя в отставку, перевез 500К в родную Алма-Ату. Там больше четверти века назад остатки рамы и кузова суперавтомобиля приметил важный гаишный чин Казахстана. Милиционеру, проявившему тонкость чувств, удалось выменять «благородные останки»... то ли на новый, то ли просто работающий холодильник. Быт изрядно заедал советских трудящихся! А в начале 90-х «могучую кучку» в алмаатинском гараже приметил известный московский реставратор Вячеслав Лен и целых пять лет уговаривал продать. Затем чудом ему удалось вывезти автомобиль в Германию, где еще десять лет он его комплектовал и еще пять восстанавливал у специалистов по компрессорным Mercedes. А цена такого 500K на мировых антикварных аукционах за это время поднялась до 8 млн евро! Можно сказать, в настоящее время это самый драгоценный автомобиль Восточной Европы и Сибири до Тихого океана. За Азию не ручаюсь — кто знает, что прячет в гараже султан Брунея? Скажу только: умопомрачительный Mercedes-Benz 500K Special Roadster вернулся в Россию навсегда.

Mercedes-Benz Typ 540 K Cabriolet C "Vanderbilt" 1936
изготовитель
артикул
тираж
EMC (Пивторак)

30 шт.
W29

Кузов этого автомобиля был разработанлегендарным дизайнером фирмы Мерседес Hermann Ahrens (он работал в специальном подразделении, проектировавшем кузова по заказам VIP-персон и создававшем выставочные автомобили в мастерской "Sindelfingen Karosserie").

Существовало два таких идентичных автомобиля 540К, построенных для мистера Burden из Нью-Йорка и раджи Tagore. Burden был племянником известного банкира Вандербилта, поэтому проект был назван "Vanderbilt". Мистеру Burden нравились формы французких автомобилей, поэтому Ahrens разработал для этой модели решетку радиатора, форма и угол наклона которой напоминали французкие Talbot и Delage того времени. В целях экономии средств "французская" решетка была установлена перед оригинальной "мерседесовской".

В настоящее время автомобиль находится в частной коллекции в США.

ЕМС

Mercedes-Benz Typ 540 K Cabriolet C "Vanderbilt" 1936
изготовитель
артикул
тираж
EMC (Пивторак)

30 шт.
W29
Mercedes-Benz Typ 540 K Spezial Coupe 1936
                        
Salon de Paris 1936
изготовитель
артикул
номер
EMC (Пивторак)

013 / 100
W29

chassis 130944

Выбор Mercedes-Benz 540K с кузовом купе для представления на важнейшем Парижском автосалоне в октябре 1936 был необычным. Но тем не менее, это был правильный и разумный выбор. По данным архивов Mercedes-Benz автомобиль имел кузов «Spezial Coupe».

Париж был тогда европейским центром искусства, дизайна, литературы и стиля. Революция в области аэродинамики и автомобильного дизайна набирала обороты, красноречиво воплощаясь в работах французких кузовных ателье, сочетавших в своих работах стиль арт-деко и аэродинамику. Парижский автосалон 1936 года собрал творческие проекты, как Delage D8 120 Aerosport coupe и Bugatti Type 57 Atalante. На фоне таких звезд салона купе на базе Mercedes-Benz 540K выглядело вполне конкурентоспособным.

Mercedes-Benz с кузовом купе, изготовленным ранее, владел Rudi Caracciola, гонщик команды «Серебряные стрелы», выступавший на болиде W25 модель GP, полагал его наиболее удобным автомобилем для водителя, раскатывающего по дорогам Европы в любых погодных условиях.

Купе, представленное в Париже является еще одним примером творчества и мастерства специалистов из Sindelfingen. Его широкие передние крылья переходят в небольших подножки, затем в ярко исполненные задние крылья. Задние колеса закрыты щитком с эмблемой, повторяющей эмблему на ступицах передних. В задней части, почти заподлицо с поверхностью кузова расположена пара запасных колес.

Фары Bosch в хромированных корпусах расположены между крыльями и радиатором. Перед которым установлена еще одна противотуманная фара и два хромированных сигнальных рожка.
В интерьере использована мягкая светло-коричневая кожа и деревянные панели. Приборный щиток белого цвета. Рулевое колесо обтянуто кожей. Кроме двух передних пассажиров на поперечном заднем может разместиться еще один или же это место может быть использовано для багажа.

После показа в Париже купе вернулось в Sindelfingen, а затем, в декабре доставлено в Jean-Claude Solvay – владельцу бельгийский химической компании. Впоследствии, в 1960-х годах автомобиль стал частью коллекции American Connie Bouchard. С конца 1990-х годов купе находится в Lyon Collection.

Mercedes-Benz Typ 540 K Spezial Coupe 1936
изготовитель
артикул
номер
EMC (Пивторак)

045 / 100
W29
Mercedes-Benz Typ 500 K Stromlinie Erdmann & Rossi 1936
                        
Carl Friedrich von Siemens
изготовитель
артикул
Tin Wizard
TW360-1
W29

Bugatt iType 57SC Atlantic с уникальным аэродинамичным кузовом купе произвел на публику и конкурентов столь сильное впечатление, что многие кузовные ателье принялись переносить элементы его дизайна на более распространенные шасси. Mercedes-Benz уже не мог противопоставить Bugatti свои единичные переделки на серийных агрегатах. Поэтому разработка и постройка аэродинамичных кузовов для автомобилей Mercedes была доверена фирмам-подрядчикам. Не стесненные рамками серийного производства, они могли позволить себе использование нетрадиционных материалов и технологий. В ряду уникальных разработок а-ля Аtlantic на шасси Mercedes хотелось бы выделить Mercedes Тур 540K с 2-дверным алюминиевым кузовом типа Stromliniein-Limousine, с плексигласовым сдвижным люком в крыше и закрытыми арками задних колес работы мастерских Erdmann & Rossi (Германия). Этот автомобиль был построен в единственном экземпляре по заказу Фридриха фон Сименса в 1936 году.

Mercedes-Benz Typ 540 K Spezial Roadster Mayfair 1936
изготовитель
артикул
тираж
Ilario
ILA43069

110 шт.
W29

chassis  154080

На заводе в Зиндельфингене для модели 540K в общей сложности было создано одиннадцать стандартных стилей кузова. Менее десяти автомобилей было оснащено сделанными на заказ автомобильными кузовами, произведенными английской компанией Mayfair. Эта компания по большей части выпускала кузова для компаний с малыми объемами производства таких, как например, Алвис и Lagonda.

У этого спортивного автомобиля есть складывающееся лобовое стекло, закрывающие колеса задние крылья и большое количество жалюзийных вытяжных отверстий. Он оснащен восьмицилиндровым двигателем с активируемым водителем и приводимым в движение зубчатым механизмом нагнетателем типа Рутс с двойным карбюратором с восходящим под давлением потоком воздуха. В результате мощность двигателя составила 180 лошадиных сил, которые посылались на задние колеса через четырехступенчатую коробку передач с синхронизатором на третьей и зубчатой муфтой на четвертой передаче. Четырехколесные барабанные гидравлические тормоза с сервоприводом обеспечивали тормозное усилие.

Автомобиль был отправлен с завода 7 октября 1936 года в фирменный магазин в Париже, Франция. Париж был необычным местом для шасси с правым рулем, особенно, если учесть, что позже на автомобиль был установлен английский кузов. Объяснением этой необычной ситуации мог бы стать тот факт, что, возможно, автомобиль был заказан британцем, проживавшим в Париже, который приобрел шасси, а затем переправил его в Англию для завершения сборки. В любом случае, ранняя история этого транспортного средства была утеряна во времени, и тайна его ранних путешествий в Париж только добавляет привлекательности.

Автомобиль был доставлен в Северную Америку канадским военнослужащим. Об этом этапе истории автомобиля также ничего неизвестно. Однако к концу 1950-х годов, автомобиль был все еще в Канаде. Он пережил пожар в гараже, но получил незначительные повреждения. В начале 1960-х он был приобретен издателем и коллекционером Ричардом К. Мерцем, который привез автомобиль в Америку и провел его реставрацию.

В 1984 году, когда реставрация еще не была завершена, господин Мерц ушел из жизни. Автомобиль перешел к его сыну Стивену Мерцу, который проживал в городе Роял-Оук, штат Мичиган.

В 1995 году реставрация автомобиля близилась к завершению, но некоторые работы проводились более двух десятилетий назад. Автомобиль был выставлен на продажу и приобретен Ральфом Энглстадом из Лас-Вегаса, штат Невада. Под его руководством реставрация была завершена, причем объем работ оказался соразмерным второй реставрации. Окрас кузова был изменен с черного сначала на серебристый, а потом на красный. Энглстад скончался в 2002 году, и автомобиль стал частью коллекции известного автоэнтузиаста из Калифорнии.

Этот 540K Special Roadster был представлен в 2007 году на аукционе Monterey Sports & Classic Car Auction, который был организован компанией RM Auctions. Там его оценили в 2,5- 3,0 миллиона долларов. Это был один из самых ярких самых дорогих лотов. Он был продан за 2,53 миллиона долларов, включая премию покупателя.
 
Mercedes-Benz Typ 540 K Cabriolet A 1937 (1937 - 1939)
изготовитель
артикул
NEO
NEO46165
W29
Mercedes-Benz Typ 540 K Spezial Roadster "Blue Goose" 1937
                        
Sonderausfuerung fuer Reichsmarschall Herman Goring
изготовитель
артикул
тираж
EMC (Пивторак)

150 шт
W29

20 февраля 1937 года отмечалось 50-летие Берлинской автомобильной выставки. Чтобы отметить это событие, для предстоящего в 1937 автосалона был построен новый выставочный зал. На церемонии открытия присутствовал сам фюрер. Незадолго до начала кавалькада Grosser Mercedes Benz Tourenwagen вылетела из Рейхсканцелярии, проехала через Бранденбургские ворота вдоль Kaiserdamm. В головном открытом Мерседесе с опущенными окнами на правом заднем сиденье находился Адольф Гитлер. Слева от него сидел Герман Геринг, рейхсмаршал, председатель Рейхстага, командующий люфтваффе и президент прусского государственного Совета.

Как только фюрер прибыл, церемония открытия началась. В своем выступлении он говорил так, как будто его аудиторией был весь мир: «Разрезая церемониальную ленту, Германия снова возвращает себе законное место промышленной державы, с которой придется считаться в ближайшие годы».

Вся верхушка немецкой автомобильной промышленности, включая Wilhelm Kissel, директора Daimler Benz, были представлены элите Третьего Рейха. Именно во время ознакомления с выставкой, Геринг обратил внимание на новый Special Roadster 540К, т.к. в 1935 году он уже заказывал 500K. В 1937 для улучшения аэродинамики Mercedes Benz убрал запасное колесо под крышку багажника. Геринг остановился и спросил, сколько времени может занять изготовление Special Roadster с мощным 5,4-литровым двигателем, но с некоторыми необычными изменениями. Он хотел бы оснастить его бронезащитой и увеличить запас топлива. Кисель согласился с тем, что эти пожелания могут быть реализованы. Получив ответ, Геринг открыл дверь и попытался сидеть за руль автомобиля. И сразу же столкнулся с проблемой. Размещению его объемной талии мешает нижняя часть рулевого колеса. Попытка отодвинуть сиденье не удалась, т.к. оно и так уже было максимально отодвинуто. С годами Геринг прошел путь от стройного летчика Первой мировой войны до человека с избыточным весом в 1937 году. Директор Кисель, видя проблему Геринга и, посовещавшись с ведущими специалистами, заверил рейхсмаршала, что Daimler Benz произведет любые изменения, которые потребуются для исправления ситуации. После чего, Геринг потребовал, что бы его автомобиль был окрашен в цвет небесно-синий металлик, как его нынешний Mercedes 500K Special Roadster.

Были приняты меры для завершения покупки. Геринг завершил обсуждение с обычным, «Хайль Гитлер» и затем вернулся другие видные деятели, как они издалека через выставочных залов.
В середине июля 1937 года Геринг, принимая автомобиль в агентстве Caracciaola Mercedes Benz в Берлине, был в восторге. Цвет синий авиационный металлик был ошеломляющим. Геринг проверил свою новую игрушку с собственным мотто-эскортом и остался очень довольным!

Зимой 1940-41 года Геринг передал Special Roadster обратно Daimler Benz на перекраску. Цвет металлик исчез и стал совсем скучно-голубым. Технология окраски в металлик в конце 30-х годов была еще в зачаточном состоянии. Геринг располнел еще больше и рулевое колесо вновь стало доставлять дискомфорт.

Напряжение на фронте и отсутствие успеха в воздушной войне в битве за Британию в августе 1940 года привели к немилости фюрера. Стресс Геринг снимал за столом. Проблема с размещением в автомобиле была снята путем уменьшения толщины спинки водительского сидения на четыре дюйма. Довольный
Геринг отправил Special Roadster в свое альпийское поместье в Berchtesgaden в районе Obersalzberg, где он и оставался в течение всей войны.

 
Mercedes-Benz Typ 540 K Spezial Roadster 1938
изготовитель
артикул
IXO
MUS001
W29
Mercedes-Benz Typ 540 K Spezial Roadster 1938
изготовитель
артикул
IXO (VMM)
VMM011
W29

1 октября 1936 года на автосалоне в Париже был представлен Mercedes-Benz 540K W29, пришедший на смену модели 500K.

Автомобиль был представлен такими моделями:
    1. Cabriolet A (22 000 RM)
    2. Cabriolet B (22 000 RM)
    3. Cabriolet C (22 000 RM)
    4. Coupe (2-дверная, 2/3-местная версия)
    5. Roadster (2-дверная, 2/4-местная версия);
    6. Special Roadster
    7. Tourenwagen
    8. Limousine (2-дверная версия)
    9. Autobahn Kurier

Ну а если покупателю не нравился ни один из кузовов, он мог заказать шасси стоимостью 15 500 немецких марок.

“Пятьсот сороковые” оснащались рядным восьмицилиндровым двигателем серии M24II, развивающим 115 л.с. при выключенном и 180 л.с. при включенном компрессоре. С таким мотором стандартные Mercedes-Benz 540K разгонялись до 170 км/ч, а 540K Lang и 540 Armoured до 140 и 80 км/ч соответственно.

Поначалу, на 540K устанавливали 4 ступенчатые механические коробки передач, но с 1939 года стали предлагаться и более современные 5-ступенчатые.

Кроме автомобилей 29-ой серии в то время в гамме присутствовали ещё 2 интересных автомобиля, выпускавшихся на базе модели 540K. Первый - это 8-местный лимузин Mercedes-Benz 540K Lang Tourenwagen W24 с удлинённой на 590 мм по сравнению со стандартной моделью базой. Автомобиль был создан специально для высокопоставленных лиц, например, 3 из 12 выпущенных в таком кузове машины эксплуатировались в императорской канцелярии. Имелась так же бронированная версия, выпускавшаяся с 1943 по 1944 год под названием 540K Armoured W24, которая использовалась для извоза высокопоставленных немецких офицеров во время военных действий.

Второй моделью линейки 540k, которая не носила обозначение W29 стал Mercedes-Benz 540K Kurz W129. Kurz в переводе с немецкого означает "короткий", в объяснении применение этого обозначения на данной модели, думаю, не нуждается: оно само говорит само за себя. А вот цифровое обозначение W129 по какой-то случайности совпало с обозначением гораздо более поздней серии Mercedes-Benz SL-klasse R129, выпускавшейся с 1989 по 2001 годы.

В 1939 году на смену модели 540K W24/29/129 пришёл Mercedes-Benz 580K W129 II. Но начало выпуска модели совпало с началом войны, и её производство было свёрнуто в следующем году. Автомобиль разошёлся “ничтожным” тиражом в 12 экземпляров.

Mercedes-Benz Typ 540 K Cabriolet C Special body 1938
                        
personal car Raja of Tagore
изготовитель
артикул
номер
EMC (Пивторак)
EMC540KC.02

014 / 040
W29

Кузов автомобиля был разработан легендарным дизайнером фирмы Mercedes Херманом Аренсом (Аренс работал в специальном подразделении, проектировавшем кузова по заказам VIP-персон и создававшем выставочные автомобили.

Изготавливались все эти кузова в мастерской Зиндельфингена). Существовало два таких идентичных автомобиля 540 К, построенных для мистера Бурдена из Нью-Йорка (так называемый проект "Vanderbilt") и данный вариант для раджи Тагора

ЕМС

Mercedes-Benz Typ 540 K Cabriolet C Vanden Plas 1938
изготовитель
артикул
номер
Matrix
MX41302-031

227 / 400
W29

chassis 169333

Большинство выпускавшихся 540K, предназначались для внутреннего рынка, но этот экземпляр первоначально принадлежал Рэндолфу Херсту (Randolph Hearst) – сыну американского миллионера и газетчика Уильяма Рэндольфа Херста (William Randolph Hearst), ставшего прототипом центрального персонажа кинешедевра Орсона Уэллса (Orson Welles) "гражданин Каин" ("Citizen Cain ").

После того, как "169333" покинул имение Херстов, он, прежде чем попасть в коллекцию испанца Хорхе Фернандеса (Jorge Fernandez), в течение многих лет принадлежал Эндрю Дарлингу (Andrew Darling) из Миннесоты.

Mercedes-Benz Typ 540 K Sport Cabriolet Erdmann & Rossi 1938
                                 
Berlin Autosalon (IAMA) 1938
изготовитель
артикул
Tin Wizard
TW361-1
W29
Mercedes-Benz Typ 540 K Stromlinienwagen 1938
                        
Dunlop tire trials
изготовитель
артикул
тираж
Kherson Models

30 шт.
W29

chassis  189399

Автомобиль был воссоздан из немногих уцелевших фрагментов благодаря энтузиазму архивиста Герда Лангера (Gerd Langer), высочайшему профессионализму реставраторов и громадному архиву Mercedes-Benz.

Разбирая складские ведомости, Лангер наткнулся на упоминание о шасси серии W29 с номером 189399. К этой серии принадлежат дорогие и редкие модели 500K/540K, которых было выпущено очень немного, в основном с заказными кузовами, и каждый сохранившийся экземпляр представляет ныне большую коллекционную ценность.

Среди около девятисот хранящихся в музейных запасниках Mercedes-Benz автомобилей было найдено то, что осталось от этой машины. Осталось, прямо скажем, немного. Но на шасси сохранились заводские таблички, что позволило получить зацепки для дальнейших поисков, благо немцы скрупулёзно сохраняли все данные о всех выпущенных машинах.

Изначально архивы показали, что данный автомобиль 540К с компрессорным 5,4-литровым восьмицилиндровым рядным двигателем был продан немецкому отделению шинной компании Dunlop 14 июня 1938 года. Dunlop использовали его для высокоскоростного испытания шин до 1940 года, когда машина была переведена на питание сжиженным нефтяным газом (LPG) - Рейх постоянно испытывал проблемы с нехваткой топлива.

Машина пережила войну на заводе Dunlop, после чего попала в руки какому-то американскому вояке, но позже был возвращён шинникам, а те передали машину "мерседесовцам". Интересно, что изначально серебристый автомобиль, попав в руки американцев, был по армейским стандартам "задут" в табельный для американской армии оливковый цвет. В апреле 1948 года автомобиль был снят с регистрации. С него демонтировали большую часть кузова и ряд агрегатов. Видимо, машину хотели привести в порядок, но что-то "не срослось".

Ходовая поступила в 1950 году на хранение в музей фирмы и про неё забыли на долгие годы. Обратило на себя внимание нестандартное передаточное отношение заднего моста 2,90:1, а не 3,08:1 как у стандартного 540K, что наводило на размышления.

Дальнейшие же поиски показали - какая жемчужина случайно обнаружилась среди завалов рухляди! По номерам были найдены оригинальные синьки и кальки и шесть оригинальных фотографий автомобиля в архивах специальных дизайнерских проектов, относящихся к ателье Германа Аренса: скоростное купе с уникальным аэродинамическим кузовом, изначально создававшееся для гонки "Берлин-Рим".

Однако гонка 1938 года была отменена, а "не пригодившуюся" "по прямому назначению" машину продали шинникам в качестве "испытательного стенда". Автомобиль был способен разогнаться до 185 км/ч.

Находка оказалась действительно уникальной.

Проекту был дан зеленый свет в конце 2011 года, но восстановление такого автомобиля почти с нуля оказалось очень непростой задачей даже для мастеров из Mercedes-Benz Classic. Работы по возрождению автомобиля были очень сложными и трудоёмкими - только лишь кузов потребовал 4800 часов. Многие агрегаты были утрачены и собирались "с бору по сосенке". Двигатель использовали от стандартного 540К.

Самым сложным было воссоздание утраченного кузова и интерьера - их пришлось восстанавливать по сохранившимся нескольким "калькам" и архивным фото. На помощь пришли современные технологии САПР, позволившие по масштабным рисункам создать трёхмерную модель и лекала для выколотки кузовных панелей из листового дюралюминия, которые затем были смонтированы на деревянном каркасе из ясеня. Раскрой производился лазерной резкой.

Великая, хоть и сложная и страшная эпоха. В автомобильном мире - самый пик и одновременно конец "Эпохи Великих Классиков". В гоночном автомобиле - отнюдь не аскетичная отделка: стеклоподъёмники, серая кожа, хром, ореховое дерево, уют.

По окончании реставрации (хотя уместнее всё же применить термин "реплика с использованием оригинальных элементов") автомобиль продули в аэродинамической трубе и результат удивил: коэффициент аэродинамического сопротивления составил всего 0,36, что и по нынешним временам весьма неплохо.
 
Mercedes-Benz Typ 540 K Cabriolet B 1939
изготовитель
артикул
Tin Wizard
TW351-2
W29