DODGE
1939-1914-1920-        
Dodge Firearrow III Concept Exner Ghia 1954
изготовитель
артикул
номер
Matrix
MX50405-031
225 / 408
chassis 9999707

Virgil Exner, знаменитый автомобильный дизайнер, в 50-х деятельно сотрудничавший с Chrysler Corp., многие годы лелеял мечту о спортивном купе. (ВFord Motor ее воплотили другие – в облике 2-местного Thunderbird образца 1955). Или о родстере, который мог поспорить с бесподобным ChevroletCorvette.

Замыслы Верджила Экснера казались предельно близкими к реальности в 1953-54, когда ему удалось создать целую серию «автомобилей мечты» под общим названием Firearrow (англ. – огненная стрела). Прямая перекличка со знаменитыми dream car от General Motors – под общим названием Firebird. И там, и там «огненные» самодвижущиеся экипажи. Однако крайслеровские прототипы в корне отличались от GM-овских: никаких экстравагантных технических решений. Под остро выразительной (хотя и не особенно футуристической) внешностью скрывались агрегаты вполне серийного «доджа» 1954 модельного года. Ближе к телу (то есть, к серийному выпуску) – таким принципом руководствовался В.Экснер, работы которого всегда отличались реалистическим взглядом на вещи.

В 1953 появился Firearrow I: еще неходовой макет 2-местного родстера. Его передок украшали сдвоенные фары (размещенные ниже «кругового» молдинга, который опоясывал кузов) - едва ли не впервые в истории автомобильного дизайна. По центру – внушительный овал фальшрадиатора, рассеченный по горизонтали тем же молдингом. Перед «кокпитом» цельное (а не составное из половин) лобовое стекло. Оно обходилось безо всякой рамки – и убирающийся верх не предусматривался. Интересный стилистический экзерсис, мечта, за которой вскоре последовали вполне материальные воплощения.

Так, через год объявился деликатно желтый спортивный родстер Firearrow II. Тут уже все на полном серьезе: прототип опирался на шасси кабриолета Dodge Royal 1954 (колесная база – 3023 мм). Под капотом чугунная V-образная «восьмерка» Hemi Red Ram рабочим объемом под 4 л и объявленной мощностью в 250 л.с. Круто по тем временам. Двигатель работал с гидромеханическим «автоматом» Gyro-Torque Drive, который транслировал тягу на неразрезной ведущий мост. Передняя подвеска на двойных поперечных рычагах, на всех колесах барабанные тормоза - нормальный американский «крейсер» середины 50-х. По сути, а на взгляд – неотразимый «автомобиль мечты».

Как и у Firearrow I, «корму» dream car II декорировали четыре выхлопных патрубка,, причем здесь они еще и в самом деле работали на «восьмерку». Сдвоенные фары уступили место одинарным: видимо, в какой-то момент первоначальное решение показалось чересчур смелым. Стильный кузов изваяли в Турине – в ателье Ghia. Как утверждал В.Экснер, штучная итальянская работа обходилась раз в 50 дешевле, чем в Америке. (За морем телушка – полушка…). А Chrysler Corp. и близко не располагала теми немереными ресурсами, какие направлялись на дизайнерские проекты в GeneralMotors.

Приходилось обходиться скромными средствами. Покрышки (диагональный корд) размером 7.10x15 монтировались на тангентные колеса – неотразимый стилистический прием.

Firearrow II прекрасно сохранился до наших дней, и недавно на аукционе Barrett-Jackson «автомобиль мечты» перешел из одних рук в другие за миллион 100 тыс. долл. Одни воплощают мечты в «металл», другие их покупают и продают – без убытка для себя.

Позже в 1954 на мотор-шоу в Детройте публике представили спорткупе Firearrow III в светло-синем: у прототипа вновь прорезались сдвоенные фары. Фальшрадиатор с вертикальными ребрами, все тот же молдинг по боковинам, но уже без хрома. Двери с ручками, опускающиеся боковые стекла – вполне «цивильный» автомобиль. И по-итальянски изящный (хотя дизайн оставался чисто американским).

Dream car называли также Firebomb – «огненная бомба». Говорящее имя… Вполне ходовой прототип – до такой степени, что в том же году знаменитая Betty Skelton установила на «бомбе»дамский рекорд скорости. Под ее управлением Firearrow III развил 230,7 км/ч – в среднем на замкнутой трассе (по скоростному полигону)! Вряд ли через полвека с лишним у нас вышли на такой уровень скоростей на круге – без различия возраста и пола.

В конце 1954 серию увенчал 4-местный кабриолет Firearrow IV: прототип, предельно близкий к условиям серийного выпуска. Ярко-красный автомобиль (его-то и следовало назвать «огненной бомбой») с настоящим убирающимся верхом. Кожаная обивка «кокпита» с характерным черно-белым рисунком «арлекин», деревянный обод руля, и «кочерга» диапазонов «автомата» на рулевой колонке. Мечта…

Так что под руководством 45-летнего тогда В.Экснера создано в общей сложности 3½ «автомобиля мечты» - и ни один из них не пошел в серию. Во всяком случае у Chrysler Corp., хотя в 1956-58 малая компания Dual Motors выпускала (на лицензионных правах) родстеры Dual-Ghia - по образу и подобию Firearrow II. В 1962 дизайнер расстался с Chrysler Corp., но до конца дней (1973) он продолжал творчески участвовать в развитии технической эстетики. В самые плодотворные для него 50-е годы В.Экснера называли «человек-оркестр» - так много своего вносил талантливый стилист в коллективную работу. И музыку он творил замечательную.
 
Dodge Custom Royal TwoDoor HardTop Coupe 1959 (1957 - 1959)
изготовитель
артикул
NEO
NEO44090
Возрождение послевоенного образа Dodge началось в 1952 г. с выпуском нового двигателя V8 Red Ram с полусферическими камерами сгорания, однако он развивал лишь 140 л.с. и был способен на много большее. Первый представитель серии Royal появился в 1954 г. и имел колесную базу 3,05 м, но уже через несколько месяцев была представлена более мощная и лучше оборудованная серия Custom Royal.

Эти автомобили также были рамной конструкции с передней независимой подвеской на торсионах. Дизайн кузова создала группа Вирджила Экснера (Virgil Exner). Машины отличались панорамными ветровыми стеклами и небольшими задними "плавниками". Их размеры в последующие годы увеличились.

Модель 1955 г. имела двигатель V8 (4,5 л, 183 или 193 л.с.). В 1956 г. машина получила 4,5-литровый (218 л.с.) или 5,3-литровый мотор (260 л.с.). В 1957 г. несколько увеличилась колесная база, "выросли" "плавники", а через два года был построен последний Custom Royal. К этому времени автомобиль получил самый мощный двигатель рабочим объемом 6,4 л (320 или 345 л.с.).

Компания предлагала несколько вариантов кузовов. Самыми эффектными были 2-дверное купе с жестким верхом и близкий ему кабриолет. Тогда же появилось 4-дверное купе с жестким верхом, кузов которого не имел центральных стоек. При опущенных стеклах всех боковых дверей кузов казался полностью открытым. Custom Royal был характерным для тех лет дорогим и тяжелым (собственная масса до 1725 кг) автомобилем больших размеров, прекрасно оборудованным и очень быстрым на прямых участках дороги. Один американский обозреватель сказал об этой машине, что в ней все, кроме пепельницы, имеет силовой привод ...

По европейским стандартам обычным недостатком были тормоза и управляемость, но без сомнений американцы любили этот автомобиль. В 1955 модельном году было продано 89304, в 1956 г. - 49292 и в 1957 г. - 55149 Custom Royal. Самыми неудачными оказались 1958 (25112 штук) и 1959 г. (21206).
 
 
Dodge Custom Royal Convertible 1959 (1957 - 1959)
изготовитель
артикул
NEO
NEO44091
Проработка задних крыльев Dodge Royal в сочетании с оригинальным решением стоп-сигналов свидетельствует о том, что развивалось ракетное направление в аэростиле. Помимо этого, Dodge Royal отличается очень интересной двухцветной комбинацией окраски кузова.

Dodge D100 Sweptside Pick-Up 1959 (1960 - 1962)
изготовитель
артикул
NEO
NEO44840
В 1959 году подразделение Dodge начало производство новых пикапов Sweptline. Традиционный узкий грузовой кузов Sweptline долгое время выпускался без изменений. Пикапы  Sweptline, отличались от предшественников длинной. Мощность стандартной 230 куб дюйм шестерки была увеличена до 115 л.с. в 1957 году, а в 1959 году до 120 л.с. Такие силовые агрегаты устанавливали на все легкие пикапы до 1960 года. Новый двигатель V-8 204 куб. дюйм, 315 л.с. стал доступен, в качестве опции, для всех моделей начиная с 1959 года.

Инженеры Dodge разрабатывали все новые и новые линии и пропорции на свои пикапы. Новые разработки вида и стиля автомобиля  называли "Forward Look", что было частью концепции корпорации Крайслер. Другими важными новыми особенностями для пикапов стало полное открывание капота, рулевой привод с усилителем, усилители тормозов, 12-вольтовая система освещения, бескамерные шины и кнопка LoadFlite для автоматической коробки передач. Sweptside был разработан специально для того, чтобы дать дилерам возможность конкурировать против Chevrolet Cameo и Ford Ranchero.

В 1959 году пикапам дали новый дизайн решетки радиатора и скрытые подножки, которые закрывали двери кабины. У Power Giant  появился еще один двигатель с мощностью 205 л.с. и 318 кубических дюймов V8. Ниболее интересной была модель Sweptline 1959 года с с гладким кузовом для полу, 3/4-и одно-тонным пикапам. У полутонных автомобилей Sweptline и Sweptline с  колёсной базой 108 дюймов были 6 1/2-футовые грузовые кузова, на 116-дюймовой колёсной базе Sweptline был 8 1/4-футовый кузов.

Линейка КПП была следующей: для двигателя D100 – 3 ступенчатая; для V-8 D100s – 3 ступенчатая с редуктором отбор мощности; для D200 и для D300 4-ступенчатая КПП. Для двигателей D100 и D200 была доступна, в качестве опции, АКПП.

Dodge Polara TwoDoor HardTop Coupe 1960 (1960 - 1962)
изготовитель
артикул
NEO
NEO44095
Дизайн Dodge Polara мало отличался от дизайна транспортных средств предыдущих лет, продолжая стиль «Forward Look» Вирджила Экснера. Впереди была небольшая решетка, в окружении массивного бампера. Задние фонари получили название «реактивные стручки». Хвостовые плавники являлись неотъемлемой частью ансамбля. В заднем бампере также располагались сигнальные огни. Во внешней отделке широко использовался хром. В оформлении интерьера широко применялись мягкие ткани, поскольку эта модель располагалась наверху производственной линейки Dodge.

Огни в виде реактивных сопел, футуристический вид хвостовых плавников, обширное использование хрома и дизайн «Forward Look» Polara – всего этого было недостаточно, чтобы стимулировать продажи отделения Dodge в 1960 году. Ответственность за это была возложена на модель Matador, которую снимут с производства в следующем году. Polara тоже должен был обновитс, поскольку многие потребители проявляли больший интерес к среднеразмерным Dodge Dart.

В 1961 году у Dodge Polara увеличились хвостовые плавники. Передние бампера получили более простой дизайн. Вогнутые решетка от Dodge Dart появились теперь и на Dodge Polara. Результатом работы дизайнерского подразделения под руководством Экснера стал уникальный дизайн, отличный от что-нибудь еще на американских дорогах. К сожалению общественность не оценила нововведения. Было продано всего 14,032 произведенных автомобилей. Это был один из наихудших результатов для Dodge с 1910 года.

Очевидно, что назрела необходимость перемен. В 1962 году в основе Polara легла меньшая платформа. Изменения не впечатлили ни покупателей, ни прессу. Продажи оставались низкими.