ГАЗ
1932-         
ГАЗ-М21Г Волга (опытно-промышленная партия) (1956 - 1957)
изготовитель
артикул
IST models
IST013
К созданию "Волги" приступили в ноябре 1953 года, когда ведущий конструктор проекта Александр Михайлович Невзоров нанес на ватман первую линию. Дизайн машины разрабатывал Лев Еремеев. А уже в 1954-м году начали строительство опытных образцов. Они оснащались экспериментальным верхнеклапанным двигателем с полусферической камерой сгорания и цепным приводом распредвала (он проявил себя не ахти как и в серийное производство не пошел). Для нового автомобиля были разработаны две коробки передач - автоматическая и механическая. Обе были трехступенчатыми. Главная передача сначала была не гипоидной, как на моделях, выпущенных после 1957-го года, а конусной.

У автомобиля была независимая передняя подвеска с рычажными гидравлическими амортизаторами. Задняя, обычное дело, независимая на продольных полуэллиптических рессорах. Шины 6,70-15. С капота автомобиля взмывал хромированный олень. От него по центру капота к лобовому стеклу шел широкий молдинг. Облицовка радиатора с 10 вертикальными отверстиями. Задние фонари включали в себя габаритные огни, тормозные и указатели поворота -- три в одном красном рассеивателе и фонарь заднего хода в стальном хромированном окладе. "Волги" стали оснащать трехдиапазонным радиоприемником в качестве стандартного оборудования. Исключение составляли модификации такси - "21А" (позже "21Т"). На такси вместо цельного переднего дивана ставили два раздельных кресла. Не было в этих модификациях и прикуривателя. Большие круглые часы с надписью в пол-окружности "Сделано в СССР" устанавливались на все версии автомобиля.

1955 год. 3 мая начались государственные испытания трех образцов "Волги" - двух с автоматической трансмиссией и одного с механической. Частью испытаний был пробег Москва - Крым и обратно. Журнал "Огонек" в июле писал: "В нескольких десятках километров от Симферополя, на территории совхоза "Путь к коммунизму", в густой чаще кустарников лежит глинистый заброшенный проселок. Неестественным казалось видеть красивый, рожденный для больших скоростей автомобиль барахтающимся в глубоких колеях хлипкой грязи. Разбрасывая столбы воды, он перескакивает заплывшие канавы, выкарабкивается из засасывающего песка. "Волга" должна пройти там, где проходила "Победа", и испытания показали, что она даже превосходит свою предшественницу по проходимости". Автомобили были оснащены централизованной системой смазки (ЦСС). При нажатии на специальную педаль жидкое масло поступало из бачка по маслопроводам к 19-ти точкам смазки передней подвески и в шарниры рулевых тяг.

В сельской местности при движении по колее маслопроводы деформировались и часто обрывались. А в городах, на стоянках, "Волги" оставляли в подарок коммунальщикам масляные лужицы - неизбежные последствия прокачки ЦСС. От использования системы отказались в 1959 году в пользу традиционных резиновых втулок и пресс-масленок. 10-го октября 1956-го года были выпущены первые три производственных образца "ГАЗ-21". На них был установлен расточенный до 2,432 л победовский нижнеклапанный двигатель мощностью 65 л.с. Этот автомобиль известен как "21Б".

ГАЗ-М21В Волга Милиция 1959
изготовитель
артикул
тираж
VMM
VMM006
2000 шт.
1957 год. Дети разных народов собрались в Москве на фестиваль. К этому событию была приурочена постановка "ГАЗ-21" на конвейер. Производство ее предшественницы "Победы" продолжалось еще год. На "Волге" первого выпуска облицовка передка была в том же стиле, что и на "Победе" последней серии (1955-1958) - три горизонтальных хромированных бруса. Верхний брус был проложен по капоту, а нижний замыкался по краям указателями поворотов. Композицию венчала пятиконечная звезда.

Автолюбитель, особо не различавший модификаций, так и говорил: "Волга" со звездой". Появление этой облицовки на машинах первой серии - отдельная история. На обязательном показе опытных автомобилей в Кремле оформление передка не понравилось Г.К.Жукову. На завод из Москвы была дана срочная директива: переделать. Переделали. Звезда маршалу не могла не прийтись по душе.

В 1958-м году, когда полководец попал в опалу, пришла новая директива - переделать. К тому времени было выпущено около 31 тысячи "Волг" со звездой". Собственный двигатель автомобиль получил только в 1957 году. Это был верхнеклапанный мотор. Привод распредвала осуществлялся косозубыми текстолитовыми шестернями. Блок цилиндров и головку отливали из алюминиевого сплава. Рубашка охлаждения была с "мокрыми" гильзами. У двигателей современных "Волг" рабочий объем остался таким же, как и у первого, - 2,445 л. На "ГАЗ-21" и "ГАЗ-21А" он выдавал 70 л. с. при 4000 об./мин. и максимальный крутящий момент 17 кгс при 2200 об./мин.

На "Волге" впервые в отечественном автомобилестроении была серийно применена автоматическая трансмиссия. Она представляла собой "спарку" гидротрансформатора и планетарной 3-ступенчатой коробки. Однако в стране была напряженка с качественными маслами и высококвалифицированным сервисом. Мытарства 700 владельцев машин с автоматами привели к тому, что с 1958-го года на "Волги" стали устанавливать только механическую 3-скоростную коробку. А 4 октября СССР стал первой в мире космической державой.

Синюю милицейскую машину с красной полоской на кузове можно было встретить на улицах советских городов начиная с 1948 года. Не исключением стала и модель Газ-21 Волга. Представленная масштабная модель соответствует милицейскому автомобилю 1959 года. Такая расцветка использовалась ГАИ вплоть до 1962 года. Позже, до введения в 1968 году стандарта на систему окраски для транспортных средств милиции, Волги окрашивали в бирюзовый цвет с красной полосой.

Интересный факт - цена на спецавтомобили для государственных предприятий, а также министерств, ведомств, таксопарков, скорой помощи и милиции, отличалась от отпускных цен для граждан СССР. Цена составляла примерно треть от розничных.
 
ГАЗ-М21И Волга (1959 - 1961)
изготовитель
артикул
DeAgostini (Автолегенды СССР)
#006
1958 год. В русском языке появился новый демографический термин - "дети фестиваля". А в жаргоне автолюбителей - понятие, никак не относящееся к ихтиологии: "акулья пасть". Так стали называть новую облицовку радиатора "Волги" с 16 вертикальными отверстиями. Были изменены также передние указатели поворотов и бамперы. В том же году советская автомобильная экспозиция на международной Брюссельской выставке была удостоена "Гран-при". Учитывая, что подобные выставки собирали весь цвет мировой индустрии, а конкурса "Автомобиль года" еще не выдумали, то лучшими автомобилями 1958-го года, по крайней мере в Европе, можно считать "ГАЗ-21" и "ГАЗ-13".

В Бельгии "Волгу" окрестили "танком на колесах". В Финляндии и Норвегии - "танком во фраке". В Англии, где было продано 15 автомобилей (модификация с правым рулем "21П"), о "Волге" говорили как о "рабочей лошади". (Для экспорта в страны с левосторонним движением было выпущено около 100 машин, значительная часть которых ушла в Индонезию).

Везде, где она продавалась, машина зарекомендовала себя как исключительно надежная и неприхотливая. Особенно довольны были "Волгой" греческие таксисты. Некоторое замешательство греков по поводу повышенного эксплуатационного расхода топлива Невзоров, специально выписанный из Горького, объяснил манерой езды по Афинам, городу, в котором было все, кроме светофоров.

Долговечность кузова "Волги" определялась его антикоррозионной защитой, а не количеством железа, как это часто приходится слышать. Толщина листа днища и крыши составляла всего 1,1 мм, а деталей оперения и того меньше - 0,9 мм. Но "черный" кузов помимо промывки и травления подвергался фосфатизации, а затем грунтовался методом погружения. После сушки кузов "окунали" во второй раз и повторно сушили. Загрунтованные поверхности вручную выравнивали. На днище с обеих сторон напыляли противошумную мастику, которая, по сути, является дополнительным слоем защиты. Особо тщательно промазывали ею швы и колесные ниши. Только после этого кузов окрашивали синтетической эмалью.

ГАЗ-М21И Волга (1959 - 1961)
изготовитель
артикул
DeAgostini (Kultowe Auta PRL-u)
#006
ГАЗ-M21К Волга (1959 - 1961)
                 автомобиль товарища Саахова
                 из кинофильма «Кавказская Пленница»
изготовитель
артикул
номер
ICV
ICV146
030 / 200
«Волга» была довольно широко представлена на внешнем рынке. В частности и за пределами социалистического лагеря. Сеть дилеров ГАЗа охватывала Бельгию, Финляндию, Австрию, Голландию, Норвегию, Швецию, Индонезию, Грецию, Кипр, Англию, страны Ближнего Востока.

У экспортных автомобилей был комплект улучшенной отделки, согласно году выпуска. Кроме этого, двигатели этих машин были форсированы на 10 лошадиных сил за счет повышения степени сжатия для работы на более качественном бензине с октановым числом 80.

Интересно, что «Волга» не продавалась по цене «малолитражек». Расценки примерно соответствовали классу и техническим характеристикам автомобиля. Так, в Великобритании универсал ГАЗ-22 в начале шестидесятых годов продавался за 998 фунтов стерлингов, седан — несколько дешевле. В те же годы, близкий по классу Humber Hawk предлагался за 1261 фунтов.

В июле 1960 года британский журнал «The Autocar» провёл тест ГАЗ-М21К. Отмечая не слишком высокие динамические качества автомобиля, авторы статьи остались под впечатлением от неожиданной для столь крупного автомобиля экономичности, составившем примерно 10,32 литра на 100 километров и крепкой конструкции. Также подмечалось высокое качество изготовления автомобиля.

В номере английского автомобильного журнала «The Motor» от 18 июля 1962 года был опубликован тест-драйв леворульной экспортной «Волги» М-21К. Англичане описывали автомобиль как несколько старомодный и не выделяющийся особой динамикой, но при этом исключительно просторный, комфортабельный, долговечный и соответствующий самым высоким стандартам с точки зрения плавности хода, звукоизоляции и оборудования.
 
ГАЗ-M21И Волга Милиция ОРУД (1959 - 1961)
изготовитель
артикул
номер
ICV
ICV135
022 / 100
ГАЗ-М21И Волга ГАИ (1959 - 1961)
изготовитель
артикул
тираж
VMM
VMM007
2000 шт.
ГАЗ-М21А Волга Такси (1959 - 1961)
                 из кинофильма «Бриллиантовая рука»
изготовитель
артикул
тираж
VMM
VMM004
1500 шт.
Полвека назад в Советском Союзе не существовало такого понятия, как «пиар», но горьковчане, видимо, неосознанно на все сто процентов пользовались этим откровенно буржуазным рекламным механизмом. Причем им ровным счетом ничего не надо было делать. Советские режиссеры старались за них. С разных ракурсов!

Разумеется, основной киноэпопеей, в которой «Волга» предстала во всей своей красе, следует считать фильм «Берегись автомобиля». У Эльдара Рязанова 21-я не только показана олицетворением мечты рядового советского гражданина, а также отличным вариантом вложения нетрудовых доходов и предметом спекулятивных сделок, но и просто хорошей машиной. Как стоически она переносит скачку по кюветам, как ловко показывает хвост гаишнику на чахлом по сравнению с ней «Урале». В этом кинотворении «Волга» еще и полигон для обкатки первых противоугонных систем. На редкость действенных.

В своей комедии «Бриллиантовая рука» Леонид Гайдай задвинул машину на второй план, но преподнес ее зрителям в ином качестве. По частоте появления на экране в униформе такси ГАЗ-21 бьет все рекорды. Кроме того, ее весьма охотно используют и наши доблестные органы, и контрабандисты. А вот «шеф», по совету друзей купивший автомашину «Москвич» последней модели, «Волгой» пренебрегает. Официальная точка зрения на этот счет такова — Московский автозавод, запускавший в серию новую «модель 408», нуждался в рекламе и предложил Гайдаю один из первых экземпляров для показа машины в выгодном свете.

Есть в фильме еще один любопытный момент. Цитирующий стихи Тютчева Лелик дважды делает движение рулем, под визг шин сбивая автомобиль с курса. Оперируя современными формулировками, это можно назвать переставкой. Наверное, первой в мире! В исполнении Папанова этот тест машина проходит на отлично.
 
ГАЗ-М21А Волга Такси (1959 - 1961)
                 такси с Лёликом из кинофильма «Бриллиантовая рука»
изготовитель
артикул
номер
ICV
ICV103
066 / 200
ГАЗ-М21КБ Scaldia Volga Rover Diesel (1960 - 1961)
изготовитель
артикул
номер
ICV
ICV144
025 / 050
В 1960 году бельгийский импортер советских автомобилей, фирма Scaldia, организовал досборку "Волг" из горьковских машинокомплектов. На Scaldia устанавливались экономичные дизельные моторы Perkins (48 л.с.), Rover (62 л.с.) и Indenor-Peugeot (58 л.с.).



Везде, где она продавалась, машина зарекомендовала себя как исключительно надежная и неприхотливая. Один небольшой пример. Специалисты с ГАЗа, работавшие на фирме Scaldia Volga в начале 60-х гг., стали как-то свидетелями любопытной сценки в Брюсселе. К стоянке таксомоторов, большинство из которых составляли наши Волги, подъехал такой же таксист, только на Мерседесе. И стал громогласно хаять нашу машину. Ни слова не говоря в ответ, один из таксистов мигом забрался на крышу своей Волги и стал отплясывать на ней чечетку! Посрамленный оппонент тут же ретировался – ему такое и не снилось!

«Волга достаточно красива и удобна, хотя медлительна и тяжеловата» – пусть сухо, но отнюдь не уничижительно резюмировал знакомство с русским седаном американский журнал Speed Age. «Русская машина подозрительно напоминает Ford 1952 модельного года, но у нее тихий мотор и продуманная конструкция» – добавлял авторитетное мнение журнал Motor Trend.

Ну а европейская пресса оказалась даже более щедрой на похвалы. «У русских получилась очень неплохая машина. Возможно, Волга и не поражает динамикой, зато подкупает замечательной плавностью хода и классной шумоизоляцией. А как машина берет подъемы – любо-дорого посмотреть!» – так почтительно о Волге летом 1962-го отзывался английский журнал The Motor. В Британии о ней говорили как о рабочей лошади.

Впрочем, несмотря на благоприятные в целом отзывы, большой популярности Волга на западных рынках не добилась. Причины назывались самые разные.

Поначалу, как утверждалось, всю картину портила та самая жуковская звезда на решетке радиатора. Столь агрессивный намек на происхождение Волги и в самом деле нравился не всем – в странах Запада СССР не без оснований считался если и не империей зла (до этого было еще 20 с лишним лет), то очевидным источником коммунистической угрозы.

Звезду с радиатора вскоре убрали, но спрос от этого не вырос. Сказались здесь и относительно небольшие сами по себе объемы выпуска ГАЗ-21, да и тогдашние ограничения на торговлю с СССР.

ГАЗ-М21Л Волга (1962 - 1964)
                 автомобиль, угнанный страховым агентом Деточкиным
                 из кинофильма «Берегись Автомобиля»
изготовитель
артикул
ICV
ICV034
1962 год. "Волга" становится автомобилем 60-х. Для этого было достаточно косметических изменений. Сам кузов остался прежним. Но его силуэт утратил тяжеловесность предыдущих модификаций. С бамперов исчезли клыки. Сами бамперы стали более изящными. Хромом теперь покрывали только верхнюю их часть, а нижнюю, фартук, красили в цвет кузова. Передний бампер в плане приобрел клиновидность. В облицовке радиатора вместо 16 широких отверстий появилось 36 узких.

На шоферском сленге она называлась "китовый ус". С облицовкой были интегрированы новые габаритные фонари, заходящие на боковину крыла. Задние фонари лишились стального оклада, их вместе с катафотом стали отливать из пластмассы. Новый фонарь освещения номерного знака на багажнике приобрел форму парящей чайки. На капот больше не устанавливали продольный молдинг и фигурку оленя, который был причиной серьезных травм при наездах на пешеходов, но чаще сам становился жертвой вандализма. Новая эмблема на капоте была позаимствована у "Чайки". С той лишь разницей, что ее хромированный оклад имел два горизонтальных крылышка. Помпезность прошлых лет сменилась на легкость и стремительность.

Автомобиль визуально стал восприниматься как совершенно новый. Изменениям подверглась и передняя подвеска - вместо рычажных амортизаторов (победовская схема) стали устанавливать телескопические. Подвеска стала жестче. Тканевая обивка потолка была заменена на моющуюся - из искусственной кожи. Базовая модель получила обозначение "21Л" - именно такую угонит Деточкин у Димы Семицветова.

1965 год. На "Мосфильме" Рязанов снимает "Берегись автомобиля". Вряд ли сейчас нашелся бы актер, способный так красиво украсть автомобиль. И зрители любили Юрия Деточкина, его трофеи и вальс, в такт которому раскачивалась несущаяся по шоссе "Волга" цвета "беж".

Горьковский завод осуществил последнюю модернизацию 21-й модели. В автомобиле были усилены лонжероны, установлены более эффективные отопитель и стеклоочистители. Ступицы передних колес стали оснащаться роликовыми подшипниками взамен шариковых. Базовая модель с 75-сильным двигателем получила индекс "21Р", такси - "21Т", универсал - "22В", "скорая" - "22Д". Топ-моделями стали "21УС" и "21С". Цена самой дорогой экспортной модификации "21С" (85 л.с.) равнялась в 1965 году 6455 руб. Автомобиль с двухцветным кузовом стоил аж на 270 руб. дороже.

ГАЗ-М21Л Волга Милиция (1962 - 1964)
                 автомобиль следователя Подберезовикова
                 из кинофильма «Берегись Автомобиля»
изготовитель
артикул
номер
ICV
ICV035
002 / 500
ГАЗ-М22 Волга (опытный вариант) 1962
изготовитель
артикул
номер
ICV
ICV139
039 / 100
Первые универсалы появились в 1962 году и, поскольку их проектирование началось в период производства второго выпуска, то и  кузов универсала был выполнен в стилистике второго выпуска. Но при модернизации «Волги» и переходе на выпуск третьей серии в 1962 году, кузов универсала также был унифицирован с третьи выпуском и получил обозначение ГАЗ-22В. Автомобилей ГАЗ-22 в кузове второго выпуска сохранилось очень мало.
 
ГАЗ-М22 Волга (1962 - 1965)
изготовитель
артикул
NEO
NEO43805
В 1962 году модельный ряд пополнился 5-местным универсалом "ГАЗ-22" с разделенной по горизонтали задней дверью. При сложенном заднем диване автомобиль мог перевозить крупногабаритные грузы массой 400 кг. На его базе выпускалась "карета скорой помощи" "ГАЗ-22Б". Фургоны не входили в программу завода. Сугубо для внутризаводских нужд, кустарно, в них переделывали универсалы.

Экспортные модификации автомобилей "21М" и "22Г" комплектовались декоративным шильдиком "Волга" на передних крыльях, хромированными облицовкой радиатора, окантовкой лобового и заднего (только "21М") стекол, молдингами на крыльях. Кроме того, в Европе внешнеторговые фирмы вносили свои изменения для местного рынка. По их инициативе с 1960 по 1962 годы на "Волги" устанавливали дизельный двигатель Perkins (1,620 л, 43 л.с.). С ним автомобиль мог развивать максимальную скорость 115 км/ч.

В 1962 году к "Волге" приспособили дизель Rover (2,286 л, 65 л.с., 120 км/ч), а в 1968 году - двухлитровый дизель Indenor (68 л.с., 120 км/ч). В качестве опции к последнему можно было заказать 4-скоростную коробку Peugeot. Благодаря удачному дизайну "Волга" не выглядела анахронизмом среди европейских машин среднего класса. "ГАЗ-21" начал сдавать позиции на рынках развитых стран лишь в 1966 году, после того как "Автоэкспорт" отрапортовал о запуске новой "Волги" ("ГАЗ-24"), которой до серийного производства было еще далеко. А "братским" странам "ГАЗ-21" поставляли еще 4 года. "ГАЗ-21" и "ГАЗ-22" имели коэффициент лобового сопротивления Сх 0,42 и 0,415 соответственно.

ГАЗ-М22 Волга 1964 (1962 - 1965)
изготовитель
артикул
номер
ICV
ICV164А
016 / 075
Отличительной чертой этого автомобиля стала его вместительность и грузоподъёмность. Так, при сложенном заднем сиденье в салоне этого «универсала» создавалась ровная площадка, на которой удобно было размещать габаритный груз. При этом, высокий потолок в сочетании с этой площадкой позволял поместить внутрь автомобиля достаточно серьёзный предмет, например шкаф или холодильник.

Жёсткие рессоры автомобиля позволяли взять «на борт» пять человек, при этом можно было с собой перевозить до 176 килограмм груза, а в том случае, если же экипаж машины составлял всего два человека, вес сопутствующего груза увеличивался до 400 килограмм.

Интересной была технология изготовления боковины кузова ГАЗ-22. Дело в том, что для этого бралась штатная цельноштампованная боковина кузова ГАЗ-21 и у неё вручную срезалась верхняя задняя часть. Вместо неё устанавливалась новая отдельно отштампованная деталь.

В отличие от базовой модели, на «универсале» устанавливались более грузоподъёмные шины 7.00—15". Так же можно было на нём использовать шины и от автомобиля ЗИМ.

Как мы уже писали, приобрести ГАЗ-21 для личного использования в СССР было невозможно. Связывалось это во-первых с тем, что даже обычная «Волга» была доступна очень ограниченному кругу советских граждан, кроме того её модификация «универсал» позволяла за счёт своей грузоподъёмности заниматься различными видами индивидуальной трудовой деятельности, что в СССР, мягко говоря не приветствовалось.

Поэтому все выпущенные автомобили этой марки пошли в государственные организации, причём предпочтение отдавалось специальным службам: милиции, скорой помощи, газовой службе. Некоторое их количество работало в таксопарках, а так же в торговле. Частным же лицам эти машины не продавались, а если гражданину и удавалось как-то приобрести списанный в государственной организации подобный «универсал», его не регистрировали на его имя и он, соответственно, не имел права им управлять. Разрешили приобретать ГАЗ-22 советским гражданам только в начале 70-х годов, когда этот автомобиль сняли с производства и начали в массовом порядке их списывать с баланса государственных организаций.

До этого, в порядке исключения было разрешено приобрести такой автомобиль только одному советскому гражданину – имевшему всесоюзную известность народному артисту Юрию Никулину. Мотивировалось такое разрешение необходимостью перевозки Никулиным тяжёлого циркового оборудования. При этом, автомобиль в процессе эксплуатации им показал себя только с лучшей стороны, так иногда перекрывал завяленную по паспорту грузоподъемность в 400 килограмм практически в два раза.

В конструкции ГАЗ-22 были использованы все те же углы и агрегаты что и у седана ГАЗ-21 третьей серии: три варианта двигателя мощностью 75, 80 и 85 лошадиных сил, такую же коробку передач и мост, при этом ходовая часть и оформление интерьера его было изменены под требования универсального кузова.

В 1965 году все «Волги» прошли через модификацию. Так на них усилили лонжероны, удлинили дворники, заменили подшипники ступиц, а так же поменяли индексы их моделей. Так базовый универсал стал именоваться ГАЗ-22В, а автомобиль, предназначенный на экспорт – ГАЗ-22М.

Как и базовые автомобили ГАЗ-21 «Волга», его «универсальный» вариант ГАЗ-22 поставлялся за границу, в том числе не только в страны социалистического лагеря. Английский журнал «The Motor» даже выпустил в июле 1964 года он нём специальную статью, в котором хвалил его проходимость, вместимость, долговечность, а так же высокий запас конструктивной прочности. Из недостатков отмечалась старомодность дизайна, а так же малая динамичность машины.

В этой статье ГАЗ-22 рекомендовался для приобретения фермерам из-за его практичности и универсальности. Кроме того, автором статьи Рэбом Куком особое внимание обращалось на сравнительную низкую цену машины, которая составляла 998 фунтов с учётом налогов. При этом он критиковал отсутствие в советском автомобиле сервоприводов, устаревший дизайн, а так же ограниченные возможности по регулировки переднего дивана.

Так как ГАЗ-22 был своеобразным спутником ГАЗ-21, то его выпуск прекратился вместе с ним в июне 1970 года. В настоящее время на руках у населения имеется ещё достаточное количество этих «универсалов» разной степени сохранности. Находятся они и в музеях, например в автомобильном музее ГАЗа, где собранны практически все модификации ГАЗ-22.
 
ГАЗ-М22Б Волга Скорая помощь (1962 - 1964)
                 из кинофильма «Кавказская Пленница»
изготовитель
артикул
тираж
ICV / NEO
ICV022 / NEO43813
1080 шт.
Салон медицинской версии, получивший обозначение ГАЗ-22Б (1962-1964) и ГАЗ-22Д (1965-1970) был разделён перегородкой на две части. Переднее сиденье предназначалось для водителя и врача, заднее со складывающейся спинкой – больного на носилках и двух санитаров или сопровождающих лиц. В санитарной части кузова расположены три двери, причём дверь в торце кузова состоит из двух половинок.

Когда носилки с больным ставят в кузов, раскрываются обе створки. Нижняя часть створки оборудована направляющими полозьями, по которым передвигаются ролики носилок. Левая задняя дверь служит для закрытия специальной ниши, в которой помещено запасное колесо. Ниша отгорожена от санитарного помещения специальным кожухом. Перегородка кузова имеет стеклянное окно, переговорный люк с крышкой, на котором смонтирован откидной столик для размещения инструмента при оказании первой помощи  больному непосредственно в автомобиле. На правой стороне перегородки и правой боковине кузова установлены поручни, облегчающие вход и выход из автомобиля.

Стёкла ветрового окна, передних дверей  и перегородки, как и рад деталей кузова, унифицированы с другими моделями. На левом переднем крыле автомобиля ГАЗ-22Б и ГАЗ-22Д имеется поворотная фара-искатель, а на крыше – дополнительная фонарь со знаком «красный крест». Кроме того, в санитарном помещении кузова установлены три плафона внутреннего освещения. На автомобиле предусмотрена возможность установки радиостанции двухсторонней связи с центральной диспетчерской «Скорой помощи».

 
ГАЗ-23Б Волга (1962 - 1970)
изготовитель
артикул
номер
ICV
ICV063
020 / 150
С прекращением производства «Победы» и запуском «Волги» ГАЗ 21 конструкторам поставили задачу создать форсированную модификацию с двигателем от «Чайки» ГАЗ 13. Задача была непростой: вместо сравнительно компактного 4-цилиндрового двигателя втиснуть под капот 8-цилиндровый V-образный! Но это был приказ.

Двигатель установили с минимальными зазорами. Для этого его наклонили вправо на 2 градуса. Изготовили специальный выпускной коллектор с левой стороны, чтобы мотор не касался рулевого вала, а приемная труба – кузова. Чтобы не было контакта с балкой передней подвески, изменили масляный поддон. Тяжелый V8 потребовал иных подушек двигателя, а также усиленных пружин передней подвески. Их сделали, увеличив диаметр прутка с 16,3 до 17 мм. Кстати, такие пружины до сих пор ставят при замене стандартных «волговских» двигателей на более мощные и тяжелые.

Сначала на «Волгу» установили мотор от «Чайки» ГАЗ 13, дефорсированный до 160 л.с. Его попытались «скрестить» с механической трансмиссией от ГАЗ 21, но она не справлялась с нагрузками. Этот вариант имел обозначение 23А и серийно не выпускался.

Поскольку у ГАЗа не было механической коробки передач для «Волги», которая могла бы выдержать повышенную мощность, инженеры использовали АКП от «Чайки». Необходимость в менее мощном моторе отпала, поэтому на «Волгу» поставили стандартный чайковский двигатель в 195 л.с. С ним для разгона до сотни «Волге» требовалось всего 14 с. Обычный автомобиль был медленнее на целых 20 с!

Привычный подрулевой рычаг на ГАЗ 21 оставили, возложив на него функции селектора АКП. Чтобы автомобиль не выделялся, два выпускных тракта объединили в одну выхлопную трубу. С этой же целью на некоторых автомобилях подвешивали третью педаль – муляж педали сцепления.

При этом на автомобиле отсутствовали усилители рулевого управления и тормозов. С более тяжелым двигателем увеличилась нагрузка на переднюю ось, а из-за высокого крутящего момента часто возникала пробуксовка задних колес, что создавало проблемы при вождении, особенно в зимнее время. Управление таким «снарядом» было уделом профессионалов и требовало специальной подготовки. По инструкции в багажник рекомендовалось класть балласт. Согласно легенде, это была свинцовая пластина…

ГАЗ 23 с АКП выпускался серийно с 1962 по 1970 год, было изготовлено более 600 штук. Существовала и модификация ГАЗ 23Б с хромированной внешней отделкой. Сохранилось несколько таких автомобилей, которые иногда демонстрируют на выставках гордые владельцы.

ГАЗ-21H Волга (правый руль) 1964
изготовитель
артикул
VVM.Co. / VMM.Co.Ltd
VVM035
Модификация М21Н с правосторонним расположением рулевого управления существовала в двух вариантах - непосредственно 21Н и 21НЮ. Последний предназначен для экспорта в страны с теплым климатом. Внешне автомобили принадлежали к семейству 21Р.

По некоторым сведениям, всего было изготовлено около 100 экземпляров исключительно для экспорта, значительная часть этой партии отправлена в Индонезию, 15 автомобилей - в Великобританию.

ГАЗ-21Р Волга ГАИ (1965 - 1970)
изготовитель
артикул
номер
ICV
ICV052
004 / 150
Эти машины, стоявшие на службе советской милиции, были оборудованы сереной, громкоговорителями и радиостанцией, радиус действия которой был выбран с учётом работы в больших городах. На крыше - мигалка, спереди были смонтированы мощные дополнительные фары, над задним бампером находился световой сигнал с надписью "Остановитесь", включаемый с места водителя.

Автомобиль был оснащён более мощным двигателем, чем серийные "волги", и обладал лучшей динамикой.
 
ГАЗ-22В Волга (1965 - 1970)
изготовитель
артикул
номер
ICV
ICV169
035 / 050
 
ГАЗ-21Р Волга пикап РОМ3 (1965 - 1970)
изготовитель
артикул
номер
ICV / NEO
ICV060
001 / 250
Пикап выпускался малыми партиями на Рижском опытно-механическом заводе (РОМЗ) для перевозки багажа.

ГАЗ-M22 Волга 4x4 1968
              
автомобиль Л.И. Брежнева для охоты
изготовитель
артикул
тираж
VVM / NEO
VVM045
300 шт.
ГАЗ-21УС Волга 1970 (1965 - 1970)
                
последний экземпляр, сошедший с конвейера в 1970
изготовитель
артикул
тираж
VVM / NEO
VVM031 / NEO44294
960 шт.
С 1965 года "21-я" больше не обновлялась. Последняя "Волга" "ГАЗ-21" сошла с конвейера 15 июля 1970 года. Этот автомобиль модификации "21УС" с номером кузова 334312, окрашенный в антрацитовый цвет, занял место в экспозиции заводского музея. Всего с 1956 по 1970 год было выпущено 638 875 автомобилей "ГАЗ-21" и "ГАЗ-22". И сегодня, спустя 26 лет, когда последняя "21-я" покинула заводской конвейер, всякий околоавтомобильный разговор, что с московским банкиром, что с губернатором, что с питерским митьком в конце концов сводится к одному: "21-я" - исключительно правильная машина". Она пришла в свое время, а покинув конвейер, унесла целую эпоху.



15 июля 1970 года с заводского конвейера сошла последняя 21-я "Волга". Это была модификация ГАЗ-21УС цвета "антрацит". Всего за 13 с половиной лет было выпущено 638 875 автомобилей М (ГАЗ) – 21 и его модификаций.

ГАЗ-22 Волга пикап
изготовитель
артикул
тираж
NEO
NEO44480
350 шт.
ГАЗ-24 Волга (1970 - 1985)
изготовитель
артикул
DeAgostini (Автолегенды СССР)
#009
1968 год. Выпущена опытная партия "Волг" второго поколения - "ГАЗ-24". Появилось подозрение, что индексация "Волг" впрямую зависит от номера ближайшего съезда КПСС: "21" - 1956 год, "22" - 1961-й, "24" - 1971-й. Но это простое совпадение. Работа над "24-й" началась еще в 1961-ом году. Переходной модификации со старым кузовом и агрегатами "ГАЗ-24" не было.

Внешний облик ГАЗ-24 рождался долго и трудно. В первый год работы художники-конструкторы пытались «распрямить» кузов «двадцать первой» и снабдить его четырьмя фарами, но выглядело все по-прежнему архаично. Поэтому начался самостоятельный поиск формы, и с 1962 по 1966 год было построено шесть полноразмерных макетов и нарисовано бесчисленное число эскизов — откровенно «сдирать» новую «Волгу» с конкретной иностранной модели не стали. Наконец к 1965 году машина обрела реальные очертания — на эскизах можно было видеть ее «лицо» как с двумя или четырьмя круглыми, так и прямоугольными фарами, с горизонтальными или вертикальными ламелями передней решетки.

В это же время новинка получает обозначение ГАЗ-24 следом за ГАЗ-23 — неизвестной рядовым советским гражданам модификации «двадцать первой» с двигателем 5,5 л V8 от «Чайки» ГАЗ-13 (195 л. с.), предназначавшейся для ГОНа и КГБ. В 1966-м появились ходовые прототипы, а в следующем году «Автоэкспорт» анонсировал новинку. Но серийное производство задержалось. В июле 1967 года разразилась «шестидневная война» между арабами и Израилем — СССР вовсю помогал арабской стороне в ущерб собственным планам. Поэтому на момент «официального» запуска в серию новинка оказалась не первой свежести — актуальной она была для середины 60-х.

Для советского автопрома модель была прорывом. Она хотя и не содержала революционных дизайнерских решений, но смотрелась очень даже изящно. Форточки передних дверей начинались от ветрового стекла залихватскими скосами. Облицовка радиатора походила на «китовый ус» ГАЗ-21 третьего поколения. Хром присутствовал в изобилии, включая окантовку всех стекол и водостоков, а также декоративные «гребешки» вентиляционных дефлекторов на задних стойках крыши (как у тогдашнего Mercedes-Benz W111). Хромированными были молдинги под передней решеткой, на порогах, крышке багажника, оклады задних фонарей, колесные колпаки и три вычурных росчерка «Волга»!

Впервые на советском автомобиле появились гнутые в вертикальной плоскости боковые стекла. А большие ветровое и особенно заднее получили уменьшенную по сравнению с ГАЗ-21 кривизну. Все кузовные панели отличались простотой и технологичностью. А вот интерьер «двадцатьчетверки» был для советского человека непривычным. Центральное место среди приборов занимал похожий на портняжный сантиметр ленточный спидометр: скорость указывала выползающая слева направо лента красного цвета! Передние кресла, как у раскладной мягкой мебели, только входившей в быт советского человека (кресла-кровати), складывалось в трехместный диван — дополнительное место получалось при откидывании центрального подлокотника. Рычаг переключения передач, как у новейших европейских моделей, торчал из пола! Обивка салона выполнялась комбинированной — винил и ворсистая ткань. Стандартным оснащением стал радиоприемник с УКВ-диапазоном, к которому дополнительно можно было приобрести коротковолновую приставку. В общем, как говорил Новосельцев из «Служебного романа», «малогабаритная квартира на колесах»!