FSO
1951 - 2011

FSO Warszawa 201 1960 (1960 - 1962)
изготовитель     NEO
артикул            NEO43450
История «Варшавы» началась сразу после войны. Польша, как известно, тогда была до основания разрушена. Для разработки собственного автомобиля у местных инженеров не было ни времени, ни возможностей.

Поначалу решили сотрудничать с «Фиатом». Дело в том, что ещё до войны у поляков с «Фиатом» был контракт, так и оставшийся нереализованным. Теперь маячило новое соглашение — лицензия на производство последней по тем временам фиатовской модели — «Фиат 1100». Однако история внесла свои коррективы — «Фиату» достроить завод не удалось. В 1950-м, когда два цеха были отстроены, разразилась «холодная война». Сталин запретил полякам поддерживать отношения с «реакционными кругами Запада и капиталистическими угнетателями рабочего класса».

Контракт с «Фиатом» расторгли. А чтобы поляки не очень расстраивались, Сталин передал им лицензию на производство «Победы». Формально говоря, подарил, но денег отстегнуть полякам все-таки пришлось: за документацию — 130 млн. злотых и за технологическую оснастку ещё 250 млн.

После таких финансовых вложений выпускать «Победу» под именем «Варшава», конечно, начали, но вот дальше… То ли полякам «Победа» не пришлась по вкусу, то ли действительно, как пишут некоторые польские историки автомобилестроения, «Победа» по европейским меркам оказалась слишком нетехнологичной, но производство «не пошло». При проектной мощности завода, который после разрыва с итальянцами назвали ФСО (FSO, Fabryka Samochodow Osobowych), 12 000 машин в год первое время удалось выпускать лишь 4000 машин.

С первых дней появления «Победы» на польском конвейере в конструкцию постоянно вносились изменения. Поначалу мелкие, а потом все более и более смелые. Так, массу машины удалось снизить на 200 кг, если, конечно, те же польские авторы не врут (в чем я лично сомневаюсь, все-таки 200 кило — не шутка, например, столько весит победовский двигатель в сборе со всем навесным оборудованием).
Время сборки машины снизилось с 250 часов до 219. Полную свободу творчества польские инженеры почувствовали лишь в 1956 году. Тогда завод ФСО перешел на выпуск «Варшав» целиком из польских комплектующих. И вовремя. В 1958 году ГАЗ переключился на «Волгу» — ожидать новых поставок из Союза уже не приходилось.

Итак, первая внешне заметная модернизация (датированная 1957 годом, модель 201) — новая облицовка радиатора. Дальше — ещё 200 мелких изменений, а главное — новый верхнеклапанный двигатель. Как и следовало ожидать, возросла мощность, улучшилась экономичность… Машину с новым двигателем назвали «Варшава 202».

Вскоре поляки выпустили на рынок модификацию «Победы» с кузовом седан. Седан получил индекс 203, а универсал, вышедший вскоре, — 204. Но выпускали машины под этими индексами недолго. Неожиданно возмутились французы — оказывается, их фирма «Пежо» запатентовала трехцифровые индексы автомобилей с нулем посередине

Поляки спорить не стали и быстренько переименовали 203 и 204 в 223 и 224 соответственно. В таком виде обновленная «Варшава» и просуществовала аж до 1973 года. Конечно, в разных вариациях: грузовичок (1958 г.), карета «скорой помощи» (1962 г.), такси (1965 г.), универсал (1965 г.).