NASH
1917-1957
Nash Ambassador Custom 4-door Sedan Airflyte 1950 (1949 - 1951)
изготовитель
артикул
PremiumX
PRD219
Небольшой компании «Наш» (Nash) было суждено оказаться в самом эпицентре сложных перипетий американского автомобильного рынка, некоторое время сохраняя лидерство среди независимых автомобильных изготовителей США, став основой четвертого по величине концерна «Америкэн Моторс», а затем мгновенно и бесследно исчезнув. Ее корни уходят к фирме «Джеффри» (Jeffery), которую в 1917 году приобрел Чарльз Уоррен Нэш, бывший президент концерна «Дженерал Моторс», и наладил там выпуск легковых машин высокого класса. С начала 1930-х годов самой известной среди них стала серия «Амбассадор» (Ambassador). В 1937 году, в результате слияния фирм «Нэш» и «Кэльвинейтор» по производству домашних холодильников, к руководству новой компанией пришел активный предприниматель Джордж Уолтер Мэйсон (1891-1954 гг.), благодаря которому отделение «Нэш» вступило в свой самый славный период развития.

Он начался вскоре по окончании войны, когда сотрудники «Нэша» под руководством Мида Мура совместно с кузов-щиками фирмы «Бадд» (Budd) занялись разработкой машин с обтекаемыми несущими сварными кузовами, выполненными в стиле «Эйрфлайт». Их презентация состоялась в октябре 1948 года, на которой две базовые модели «Нэш-600» и «Амбассадор» вызвали настоящую сенсацию своим внешним видом, которого Америка еще никогда не видела. Это были невероятно округлые двухобъемные машины с выпуклыми боковинами, широкой плавно ниспадающей назад поверхностью крыши, цельным лобовым стеклом и удивлявшими всех боковинами, наполовину закрывавшими все колесные ниши. Вершиной программы стал эффектный «Амбассадор», предлагавшийся в трех исполнениях с 2- и 4-дверными закрытыми кузовами на 5-6 мест. Габаритная ширина около 2 м, щиток приборов в духе старомодного комода, уютные мягкие и глубокие диваны, позволили создать очень просторный и удобный салон, напоминавший уютный дом на колесах, а давняя традиция «Нэша» делать все сиденья раскладывавшимися позволяла превращать его в ночное время в огромную спальню. К солидному и степенному «Амбассадору» целиком и полностью подходит термин «семейный автомобиль». В отличие об большинства других американских машин, он был рассчитан на семью среднего достатка и среднего возраста, предлагая ее членам спокойные и вполне домашние условия как в пути, так и на стоянке. С технической точки зрения автомобиль представлял собой сочетание типичной классики с рядом новинок. На нем использовались рядный 6-цилиндровый верхнеклапанный двигатель (3,8 л, 112 л.с), механическая 3-ступенчатая коробка с ускоряющей передачей, главная гипоидная передача, передняя независимая пружинная подвеска, барабанные тормоза с автоматическим выбором зазора и 15-дюймовые колеса с белыми бортами. На сезон 1950-1951 годов мощность двигателя повысили до 115 л.с, а по заказу предлагалась автоматическая коробка «Хайдра-Мэтик» (Hydra-Matic). Столь крупная и массивная, достаточно медлительная и не слишком маневренная машина развивала скорость не выше 135 км/ч, но расходовала рекордно мало бензина — 7,8-9,4 л на 100 км.

Со временем к «Амбассадору» добавлялись новые модели, решенные в столь же оригинальном стиле. Среди них были укороченный «брат-близнец» «Стэйтсмэн» (Statesman) с 3-литровым мотором и мало-габаритный «Рэмблер» (Rambler), а затем — совершенно необычный для Америки малолитражный «Метрополитэн» (Metropolitan) с 1,5-литровым мотором, который собирали в Великобритании. Успех новой серии был колоссальным, и 1950 год для фирмы «Наш» стал самым счастливым. Тогда она изготовила рекордное за всю свою историю количество автомобилей — 189543 штуки, что составило 2,84% от их общего производства в США. А продано было еще больше — 191665 машин, что определило 10-е место на американском рынке — высшее достижение «Нэша».

Массивный и старомодный стиль автомобилей «Нэш» нравился далеко не всем. Их язвительно называли буханками или ваннами, перевернутыми вверх дном. Все эти домыслы опроверг известный итальянский дизайнер Баттиста Фарина, посетивший фирму в 1950 году. Особенно ему понравились прикрытые ниши колес, идею которых он использовал и в своих работах. Рука итальянского мастера угадывалась в стиле второго поколения автомобилей «Нэш», выпускавшегося с 14 марта 1952 года. Возглавлявший его «Амбассадор» получил более строгий и приземистый трех-объемный кузов с низкой поясной линией, прямоугольной хромированной решеткой радиатора, массивными бамперами и выгнутыми назад стойками задних дверей с панорамным стеклом, но особый шарм ему придавало запасное колесо, помещенное в кожухе с хромированной крышкой, укрепленном на заднем бампере. Гамма 6-местных седанов пополнилась самым эффектным 2-дверным «хардтопом» без промежуточной дверной стойки. На «Амбассадоре» использовался новый 6-цилиндровый мотор (4,1 л, 120 л.с, с 1954 года — 130 л.с.) и автоматическая коробка передач. По заказу фирма предлагала 140-сильный вариант с двумя карбюраторами, гидроусилитель рулевого управления, стереофоническую радиосистему с «пневматической» антенной, стеклоочиститель заднего стекла и кондиционер в салоне.

Благоденствие «Нэша» закончилось очень скоро, и в середине 1950-х начались трудные времена, когда его явно устаревшая продукция уже не находила спроса, а ее стиль стал синонимом старомодности. Для объединения усилий в борьбе в «Большой тройкой» 22 апреля 1954 года было объявлено о слиянии фирм «Нэш» и «Хадсон» (Hudson) в концерн «Америкэн Моторс». Но и это не помогло: в 1954-м обе фирмы едва собрали 64 тыс. машин. В последующие три года «Нэш» упорно и мучительно продолжал модернизировать свою гамму. Ежегодно «амбассадоры» появлялись на свет с существенно обновленными и расширенными кузовами, которые отличались обилием хромированных деталей и двухцветной окраской, выгнутыми назад стойками лобового стекла, рас-положением двух или четырех фар внутри овальной решетки радиатора или на передних крыльях друг над другом. Так же ежегодно на «Амбассадоре» менялись и силовые агрегаты. В 1955-1956 годах применяли двигатели «Паккард» (Packard) V8 (5,2-5,8 л, 208-220 л.с.) с гидравлическими толкателями клапанов и автоматической коробкой передач. В 1956 году использовался собственный мотор V8 (4,1 л, 190 л.с), а к 1957 году в программе остался единственный силовой агрегат V8 (5,3 л, 255 л.с). Новые варианты имели массу 1580— 1720 кг и развивали максимальную скорость 150-170 км/ч. Фактически они уже перешли из «семейного» класса в разряд наиболее престижных машин Америки. А когда из ниш передних колес исчезли легендарные щитки, стало совершенно ясно, что дни существования фирмы «Нэш» сочтены. В 1957 году фирма изготовила последнюю партию из 3561 машины марки «Амбассадор».
 
Nash Healey Coupe 1954 (1953 - 1954)
изготовитель
артикул
NEO
NEO44660
Дональд Хили, после встречи с президентом Nash Kelvinator в 1949 г., организовал совместное производство автомобилей, предназначенных исключительно для США. Уже менее чем через год появилась модель Nash-Healey на базе ходовой части Healey с агрегатами Nash и полноценным спортивно-туристским кузовом. Новый автомобиль успешно прошел испытания, заняв 4 место в 24-часовой гонке в Ле-Мане (1950 г.), а серийный образец был выставлен на Лондонском автосалоне в октябре 1950 г.

Nash-Healey был создан менее чем за год с момента заключения соглашения о его производстве. Машина получила 6-цилиндровый мотор Nash, мощность которого возросла до 125 л.с., и 3-ступенча- тую коробку передач. Кузов, первое время изготавливаемый фирмой Panelcraft ("Пэнелкрафт") из Бирмингема, представлял собой 3-местный родстер с сиденьем-диваном. Облицовку радиатора, бамперы, фары и различные декоративные детали поставляла компания Nash. Все производство было нацелено на США, поэтому официальных продаж в Великобритании не было.

Машина весила 1090 кг. Ее собственная масса была больше, чем у модели Siverstone, но значительно меньше, чем у новых моделей Tickford и Abbott. Развивая максимальную скорость 177 км/ч и разгоняясь с места до 96 км/ч за 9,5 с, она конкурировала с Jaguar XK120. В 1952 г. модель получила такой же кузов, но от фирмы Pininfarina ("Пининфарина"). Healey стала поставлять свои шасси с увеличенной с 2,59 до 2,74 м колесной базой в Италию, где на них устанавливали кузова и отправляли готовые машины в США. Примерно тогда же рабочий объем мотора увеличили до 4138 см3 (135 л.с.).
Первые Nash-Healey имет кузова от Panelcraft, а более поздние, как и этот экземпляр, отправлялись за кузовами в Италию на фирму Pininfarina.

Всего было собрано 506 автомобилей Nash-Healey. Связь с Pininfarina не означала прекращения выпуска английских кузовов. Их применяли на автомобилях Healey Sports Convertible с двигателем от Alvis, которые выпускали до конца 1953 г. и, в отличие от модели с двигателем Nash, продавали в Великобритании. Кузов от Panelcraft имел другую облицовку радиатора, а 6-цилиндровый мотор размерностью 84x90 мм (2992 см3, 106 л.с.) поставляла фирма Alvis. Максимальная скорость машины - 161 км/ч. Всего собрано 25 экземпляров.

Машина получила рядную "шестерку" от Nash (3848 см3, 125 л.с.). Затем ее рабочий объем увеличили до 4138 см3, добавив 10 л.с.
 
Nash Rambler Palm Beach Coupe Pinin Farina 1956
изготовитель
артикул
номер
Matrix
MX41401-011
207 / 408
Для руководства отделом дизайна генеральный директор компании Nash-Kelvinator Джордж Мейсон (George Mason) пригласил Эдмунда Андерсона (Edmund Anderson), бывшего дизайнером в GM. Андерсон начал подбирать стилистов и модельеров для нового подразделения Nash Styling. Он пригласил одного коллегу из GM и несколько молодых сотрудников из Ford. В это же время, Мейсон нанял легендарного итальянского дизайнера Баттиста 'Pinin' Фарину (Battista 'Pinin' Farina) в качестве консультанта.

Сначала Андерсон и Фарина были соперничали, пытаясь превзойти друг друга своими предложениями для Nash Ambassador и Statesman 1952 года, надеясь, что их решения  будут утверждены руководством Nash. В конце концов Андерсон стал главным дизайнером Nash, а Pinin Farina продолжал служить в качестве консультанта в Nash Styling. На этом посту он привнес много творческих идей для всего спектра автомобилей Nash, и спортивных автомобилей Nash-Healey в 1952-1954 годах.

Контракт Фарины также предусматривал его участие в создании концепт-каров и прототипов для Nash. Наиболее известным стал Palm Beach – конепт 1956 года.

Интересно, что сначала это был Nash-Healey Palm Beach, но с 1957 года он становится Rambler Palm Beach. Это был не просто «шоу-кар», а полностью функциональный прототип, который можно было быстро подготовить к производству.

Palm Beach был построен на 101,5-дюймовой колесной базе и был невероятно низким всего в 49,7 дюймов, почти 68 дюймов в ширину и 176 дюймов в длину. Автомобиль имел округлый центральный воздухозаборник, и фары со стильными пластиковыми колпаками. Кузов имел четкие линии и мало хрома. Он скорее походил не на спортивный, а на «Gran Turismo».

Автомобиль предлагал много места для двух пассажиров и довольно мало для багажа. Первоначально Palm Beach был оснащен колесными дисками Nash, но в какой-то момент они были заменены на колпаки буквой «R», характерной для Rambler.

Вся основная механика была заимствована от 100-дюймового шасси Rambler. Для активации стартера водитель должен был полностью нажать педаль сцепления, что предотвращало случайный запуск при включенной передаче. Palm Beach оснащался рядным шестицилиндровым двигателем Rambler, выдававшим 82 л.с. при 3800 оборотах в минуту.

Удачно скомпонованный салон Palm Beach располагал индивидуально регулируемыми ковшеобразными сиденьями обитыми воловьей кожей с большой валиком между ними. Двери имели большие внутренние карманы. Длинный и тонкий напольный рычаг управлял трехступенчатой ​​механической коробкой передач. Приборная панель была оборудована двумя большими циферблатами, которые содержали тахометр и амперметр, датчики для топлива, масла, воды.

По стандартам спортивных автомобилей, багажник довольно большим, но, к сожалению, немалую его часть занимало запасное колесо.

К сожалению, к тому времени, когда появился Palm Beach, American Motors больше не была заинтересована в присутствии спортивных автомобилей в своей продуктовой линейке. В конечном итоге автомобиль становится шоу-каром, демострируется на многочисленных автосалонах, но так и не доходит до стадии производства.