BUGATTI
1909-1963
Bugatti Type 30 Lavocat & Marsaud 1926
изготовитель
артикул
номер
Christian Gouel
CG01
090 / 100
chassis 4724

Type 30 собирался на длинной колесной базе с большим расстоянием между передними и задними колесами. Type 30 был введен в 1922 году и стал первым восьмицилиндровыми пассажирским автомобилем компании Bugatti. Устройство двигателя было весьма впечатляющим, это был первый серийный двигатель, в котором использовалась рабочая камера прямоугольной формы, что, в конечном счете, стало отличительным знаком автомобилей компании. Двигатель был оснащен верхним распределительным валом, тремя клапанами на цилиндр и коробкой передач типа Brescia.

Восьмицилиндровый двигатель был установлен на шасси Type 23, таким образом, автомобиль получил название Type 30, и его производство продолжалось до 1926 года. Общий объем производства достиг примерно 600 единиц
 
Bugatti Type 35B Biplace Sport 1927
изготовитель
артикул
номер
LuxCar
LUX004A
070 / 500
chassis 4872
Bugatti Type 54 Roadster Uhlik 1931
изготовитель
артикул
тираж
Minichamps
437110160
1948 шт.
chassis 54201

Type 54 появился в 1931 году. Свой двигатель он получил от Type 50 Tourer. Автомобиль оснащался двумя карбюраторами и нагнетателем. Но время выпуска модели было не долгим – в 1934 году изменились гоночные правила, касающиеся веса автомобиля, и Type 54 больше не удовлетворял весовым ограничениям.

Этот автомобиль начал жизнь как шасси 54201, одним из первых доставленных клиенту – князю Lobkowicz, опытному гонщику Bugatti из Чехословакии. Во время одного из своих первых заездов в апреле 1932 года, на Grand Prix de l’Avus на берлинской трассе Avusrennen, князь разбился и умер. Его друг и товарищ автогонщик Zdenek Pohl унаследовал то, что осталось от автомобиля. Он поручил небольшой пражской кузовной фирме Uhlík постройку родстера в стиле Grand Touring. Остатки оригинального Type 54 были объединены в этом новом кузове.

Кузов, созданный Uhlík, был демонтирован в начале 1970-х тогдашним владельцем Peter Hampton и заменен на кузов гоночного автомобиля, чтобы можно было продолжать участвовать в соревнованиях.

Калифорнийский автодилер Skip Berg позднее обнаружил кузов родстера от Uhlík и установил его на Type 54, собранный Uwe Hucke. Клуб владельцев Bugatti дал шасси получившегося автомобиля новое обозначение BC-70. Это один из наиболее красивых открытых кузовов Bugatti того времени, доживших до наших дней.
 
Bugatti Type 50 Coupe Profilee 1932
изготовитель
артикул
номер
Heco Miniatures
HEC417M
054 / 200
Type 50, начало производства которого относится к 1930 году, конструктивно полностью повторяет успешную 46 модель. Единственная новая деталь — двигатель, который уменьшился в объеме (4972 см3), но зато получил два верхних распределительных вала, управлявших впускными и выпускными клапанами и расположенными под углом 45 градусов в головке блока. Существует мнение, что эта конструкция была скопирована с американского гоночного автомобиля Miller, два экземпляра которых находились на фабрике Бугатти. Восьмицилиндровый рядный двигатель оснащался компрессором-нагнетателем типа «Roots» и развивал мощность 200 лошадиных сил при 4000 об/мин.

Многодисковое сцепление было смонтировано внутри маховика, имевшего демпфер крутильных колебаний. Трехскоростная коробка передач, выполненная в одном блоке с главной передачей, была подобна той, которая применялась на Type 41 Royale. Конструкция шасси была традиционной для автомобилей Bugatti тех лет. Стальная рама лестничной конструкции имела два размера колесной базы, короткая — 3,1 метра и длинная — 3,5 метра. Длиннобазные автомобили имели в своем названии литеру «Т», что обозначало «туристический».

Зависимая подвеска оборудовалась фрикционными амортизаторами, жесткость которых регулировалась с рабочего места водителя. Очень красивые литые диски колес имели вентиляционные прорези для охлаждения тормозных барабанов, отлитых вместе с дисками. Учитывая высокую цену готового шасси Type 50, не удивительно, что великолепные кузова на них строили самые лучшие фабрики. Однако наиболее известным автомобилем, построенным на шасси Type 50Т, был автомобиль с кузовом, разработанным Жаном Бугатти — Coupe Profilee. Четырехместное купе было спроектировано молодым сыном Патрона в возрасте 25 лет и имело сильно наклоненное ветровое стекло, как признак хорошей аэродинамики. Из 65 автомобилей Bugatti Type 50, изготовленных за три года производства было построено только два экземпляра Coupe Profilee, отличавшихся формой задних крыльев и цветом оригинальной двухцветной схемы окраски.

Bugatti Type 50 Cabriolet 1933
            
Pierre Michelin
изготовитель
артикул
номер
Heco Miniatures
HEC420M
002 / 200
chassis 50160

Автомобиль последовательно принадлежал Pierre Michelin (Франция), John William Shakespeare (США), Fritz Schlumpf (Франция). Сейчас находится в экспозиции французского Musée National de l'Automobile.
 
Bugatti Type 49 Cabriolet 1934
изготовитель
артикул
номер
LuxCar
LUX009A
082 / 500
Bugatti Type 49 Cabriolet 1934
изготовитель
артикул
номер
LuxCar
LUX009B
369 / 500
Модель "Type 44" в 1930 году уступила место "Bugatti Type 49", с двигателем рабочим объемом 3,3 литра и одним верхним распределительным валом, которая в прессе была названа самой изысканной из всех дорожных моделей "Bugatti". Однако затем она уступила первенство одной из выдающихся машин этой марки — "57"-й модели (с двигателем рабочим объемом 3,3 литра и двумя верхними распределительными валами).
 
Bugatti Type 49 Berline Gangloff 1934
изготовитель
артикул
номер
LuxCar
LUX011B
337 / 500
Bugatti Type 37A Hanni Roadster 1937 (chassis 1931)
изготовитель
артикул
номер
Heco Miniatures
HEC412M
097 / 200
chassis 37379

Bugatti Type 37 был запущен в производство как дорожная версия очень успешного гоночного автомобиля Type 35. Над конструкцией долго не задумывались. Шасси Type 35 получило четырехцилиндровый двигатель от Type 40 объемом 1,5 литра. На некоторые автомобили устанавливали компрессор типа Roots, с которым двигатель развивал мощность в 90 лошадиных сил.

Автомобиль пользовался большой популярностью среди гонщиков-любителей, показывая неплохие результаты в гонках вуатюреток.

Данный автомобиль, начал свою жизнь с сигарообразным гоночным кузовом, а в 1937 году владелец отправил его в Цюрих к швейцарскому изготовителю автомобильных кузовов Hanni. В соответствие с заказом на шасси Bugatti Type 37A был построен кузов типа родстер, старый радиатор, не вписывающийся в общий стиль, пришлось заменить, изготовив новый. Рычаг переключения передач и рукоятку ручного тормоза были перенесены внутрь корпуса автомобиля. Салон обтянули страусиной кожей.

В 1959 году Hanni Roadster оказался в коллекции Стефана Кондура (Stephen Condur) в Пенсильвании, где и провел больше 35 лет. После продажи имущества Кондура с молотка, автомобиль был приобретен Деборой Келлер (Deborah Keller) и, после полного восстановления в 2003 году был показан на конкурсе элегантности в Пеббл Бич.
 
Bugatti Type 51 Coupé Dubos 1937 (chassis 1931)
изготовитель
артикул
номер
Challange
CHAL019
104 / 300
chassis 51133

Стареющий Type 35 требовал замены на гоночных трассах. И, в 1931 году, Этторе Бугатти (Ettore Bugatti) приступил к производству новых гоночных автомобилей Type 51 и Type 51А. Конструкция их двигателей с двумя верхними распределительными валами была заимствована у американских гоночных автомобилей с передним приводом Miller 91. Объем двигателя Bugatti Type 51 составлял 2,3 литра и с нагнетателем типа Roots он развивал мощность 187 лошадиных сил. Установленный на шасси от Type 35, с легким сигарообразным кузовом, этот мотор разгонял автомобиль весом 750 килограмм до скорости 230 километров в час.

С 1931 по 1935 год было построено 40 автомобилей Bugatti Type 51. Один из них (шасси № 51133) с легендарным французским гонщиком Луи Хироном (Louis Chiron) за рулем выиграл в апреле 1931 года гонку Монако. За эту победу, после окончания гоночного сезона, Этторе Бугатти подарил автомобиль гонщику. Нуждаясь в деньгах Луи Хирон вскоре продал автомобиль парижскому плейбою Андрэ Биту, который неоднократно участвовал на Type 51 в ралли и гонках.

В 1937 году Андрэ Бит передал автомобиль Луи Дюбо (Louis Dubos), французскому кузовостроителю, для замены гоночного кузова на элегантное аэродинамическое купе в стиле только что появившегося Bugatti Atlantic. Готовый автомобиль с кожаным салоном, отделкой из полированного кавказского платана и множеством изящных деталей ни в чем не уступал лучшим моделям Bugatti, и в том же году занял второе место на конкурсе элегантности в Багателе (Bagatelle Concours d’Elegance).

Перед войной Бит продал автомобиль, и след его затерялся. В начале 90-х шасси автомобиля было приобретено коллекцией Nethercutt, а кузов удалось найти и приобрести с аукциона только в 2000 году. По прошествии полувека с момента разлуки, две части автомобиля вновь соединились. С помощью девяностолетнего Андрэ Бита, любезно предоставившего фотографии и другие технические документы, Bugatti Type 51 Dubos Coupe в 2003 году был полностью восстановлен.



Технические характеристики

Автомобиль оснащен 2,3-литровым восьмицилиндровым двигателем с двойным верхним распределительным валом, мощность которого составляла 185 лошадиных сил.

Модель Bugatti Type 51 выпускалась с 1931 по 1935 год. Всего с учетом модификаций T-51 и T-51A было выпущено сорок таких автомобилей. Этими гоночными машинами Этторе Бугатти стремился заменить устаревающую модель Type 35 на более мощную современную модель. Гоночные машины с передним приводом компании Miller были очень быстрыми, и Этторе хотел узнать причины для их успеха. В обмен на три автомобиля Type 43 Этторе получил две машины Miller 91, который были тщательным образом изучены, а их двигатели разобраны. Практически идентичные копии блока цилиндров были созданы и установлены на двигатель Type 35.

В результате получилась модель Type 51. Она выпускалась в двух конфигурациях с двух- и трехлитровыми двигателями.

Модель Type-51A получила 1,5-литровый двигатель с наддувом. 2,3-литровый двигатель с двойным верхним распределительным валом выдавал 160 лошадиных сил при помощи нагнетателя Рутса. Вес кузова и шасси автомобиля составлял примерно 750 кг, автомобиль был способен разогнаться до 230 км/ч.
 
Bugatti Type 49 Berline Figoni Falaschi 1938 
изготовитель
артикул
номер
MA Collection
MA099
089 /100
Bugatti Type 64 Coupé 1939
изготовитель
артикул
GLM
GLM43210001
chassis 64002

Автомобильный дизайнер Жан Бугатти был ответственным за разработку таких классических автомобилей Bugatti, как Type 41 Royale и Type 57. Несмотря на свой художественный дар, Bugatti был инженером, принимавшим участие в разработке двигателей и независимой подвески для французского автопроизводителя. Жан Бугатти погиб в 1939 году в возрасте 30 лет в результате аварии. И одной его мечтой, которая никогда не увидела свет, была модель 1939 Bugatti Type 64 Coupe на основе шасси номер 64002.

Бугатти создал эскизы автомобиля до аварии, но после его смерти разработка модели была прекращена. И лишь сейчас, автомобильный музей Mullin изготовил для шасси 64002 кузов, использующий оригинальный дизайн Жана Бугатти. Панели кузова изготовлены вручную, используя методы, которые применялись в 1939 году. Председатель музея Петр Маллин сказал: "Мы приложили множество усилий, чтобы оказать честь семье Бугатти, и бренду, в нашем музее, но никогда не делали что-то столь масштабное. Я не могу представить себе больший знак уважения, чем завершение любимого проекта Жана Бугатти".
 
Bugatti Type 73A Coach Pourtout 1947 (1947 - 1952)
             1947 Paris Salon de l'Automobile
изготовитель
артикул
номер
Heco Miniatures
HEC141M
020 / 025
chassis 73001

В 1947 г. на автомобильной выставке в Париже была представлена новая модель «Бугатти Тип 73» с 4-цилиндровым мотором рабочим объемом 1488 см3. При довольно устаревшем стилистическом решении каплевидного кузова купе и зависимой подвеске передних колес в «Бугатти Тип 73» чувствовалась готовность фирмы к массовому производству малолитражных спортивных автомобилей с форсированными двигателями.

Но судьба распорядилась по-своему — в августе 1947 г. умер Этторе Бугатти, а его семья не смогла запустить в производство автомобиль

Bugatti Type 101 Coupé Antem 1951
             1951 Paris Salon de l'Automobile
изготовитель
артикул
номер
MA Collection
MA80B
052 / 060
chassis 101504

После войны стало ясно, что компания Bugatti, в том виде, что она существовала, не сможет больше приносить прибыль. В разрушенной Европе больше не было достаточно денег на роскошь. Bugatti держалась "на плаву" благодаря престижу и финансам накопленным за 40 лет работы. Возможно, Bugatti могла бы продолжить свое существование, но в 1947 году умер Этторе Бугатти. Для компании это был смертельный удар, именно отец-основатель поддерживал престиж Bugatti.

Компания просуществовала до 1963 года, но за это время она выпустила всего 6 моделей. Последний автомобиль, над созданием которого трудился Этторе Бугатти - Type 73, он умер через две недели после показа автомобиля на Парижском авто-шоу в 1947 году. Автомобиль имел два различных двигателя, Type 73c и Type 73a стали последними успешными машинами Bugatti, выпущенный в 1947 году Type 73b откровенно разочаровал автомобильную общественность своей не надежностью (по сути дела Type73b - это запущенный в производство брак).

Из всех автомобилей выпущенных после смерти Этторе Бугатти успешным можно назвать только Type 101 (колесная база и двигатель от Type 57, новый кузов и гидравлические тормоза). Так же были выпущены: Type 102 (Type 101 с новым кузовом), Type 251 (болид формулы 1, абсолютно ничего не выигравший, один разбился, осталось два), Type 252 (маленький спортивный автомобиль, другое название - "Etorette").

В 1959 Роланд Бугатти в последний раз попытался возродить Bugatti. Был выпущен прототип Type 451 V12. Автомобиль был традиционным для Bugatti 30х годов, сверхмощный двигатель(V12) должен был конкурировать с лучшими двигателями Феррари. Но в 1963 году стало ясно, что на доработку такого автомобиля потребуется как минимум год, а денег на столь масштабную работу в фирме нет.

В июле 1963 года фирма Bugatti была продана фирме Hispanu-Suiza, которая распорядилась прекратить все работы связанные с автомобилестроением. Вот так закончилась история "Real Bugatti" или "Molsheim Bugatti", а по-русски говоря фамильной фирмы семьи Бугатти. Но это, отнюдь, не конец Bugatti как марки спортивных автомобилей.


Машина демонстрировалась на Парижском автосалоне в 1951 году, но нашла первого владельца только в 1958 году. Машиной владели Bill Harrah и Nicolas Cage, последний продал машину в 2006 году в коллекцию O'Quinn.

Bugatti Type 101 Coupé Gangloff 1951
             1951 Paris Salon de l'Automobile
изготовитель
артикул
IXO
MUS047
chassis 57454

После смерти главы компании Этторе Бугатти новые владельцы компании решили возродить популярность Bugatti, для чего в 1951 году был создан Bugatti Type 101. Автомобиль был сделан на основе Bugatti Type 57, от которого автомобилю досталось шасси, ходовая часть и двигатель в 3.3 литра.

Послевоенный дизайн кузова обеспечила фирма Gangloff, находящаяся рядом с заводом Бугатти в Мольсайме. Автомобиль получил усовершенствованные гидравлические тормоза, карбюратор Stromberg от Type 57 уступил место карбюратору Weber, коробка передач была электрофицированная Cotal с предселектором и ускоряющей передачей.

Однако по ряду причин автомобиль был плохо принят покупателями. Type 101 традиционно был очень дорогим, кроме того шасси, позаимствованнoe у Type 57, безнадёжно устарелo на тот момент (также на автомобиле были зависимые передняя и задняя подвески).

Производство автомобилей шло вяло и в результате было сделано всего 7 автомобилей (считая один, который был модифицирован позже). Кузова делались разными кузовостроительными фирмами: Gangloff, Guillore, Antem и Ghia. Один из автомобилей был приобретён известным американским дизайнером Вирджилом Экснером фирмы Ghia в начале 60-х. Он модернизировал автомобиль в родстер, оставив традиционную решётку Бугатти и укоротив шасси на 46 см.

Год                  Номер      кузов
производства    шасси     

1951                57454      Gangloff coupé
1952                101500    Gangloff 4-дверный седан
1952                101501    Gangloff кабриолет
1952                101502    Guillore 2-дверный эконом-класс
1952                101503    Gangloff кабриолет
1951                101504    Antem coupé
1965                101506    Virgil Exner/Ghia родстер

Bugatti Type 101 Berline Prototype Gangloff 1952
изготовитель
артикул
China 1:43 Models
43C1021
chassis 101500

В попытке оживить компанию Ролан Бугатти, младший сын Этторе, в 1951 году представил модель 101, представлявшую собой незначительно измененную легендарную модель Type 57 предвоенных лет. Машина использовала старый мотор – рядную «восьмерка» объемом 3,3 литра мощностью 135 л.с., в варианте 101С он был оснащен нагнетателем и развивал 190 «лошадей». Публика не заинтересовалась новинкой, и за 5 лет удалось сделать всего 6 шасси, еще 3 были получены путем модернизации шасси Type 57.
 


Модели Bugatti с четырьмя дверями – явление крайне редкое. В довоенный период было построено около десятка серийных «четырехдверок», 2 из которых – на базе легендарной «королевской» Type 41 Royale с кузовами от ателье Park-Ward и Kellner. Чуть большее распространение получили седаны Type 57 Galibier. В 1951 году состоялась попытка реанимировать марку, но удалось построить всего 7 экземпляров модели Type 101, один из которых был седаном.
 
 
Bugatti Type 101 Coach Guilloré 1952
изготовитель
артикул
номер
MA Collection
MA105
092 / 094
chassis 101502

Возможно изначально кузов разрабатывался для фирмы Delahaye. Темно-синий кузов, единственный из всех Type 101, был не понтонного типа, имея отдельно расположенные крылья. В 2008 году был продан на аукционе Bonhams Rétromobile в Париже за $269265.

Bugatti Type 252 Michelotti 1954
изготовитель
артикул
номер
EMC (Пивторак)
EMCT252
171 / 200
Автомобиль Bugatti T 252 coupe с кузовом от ателье Michelotti не производился. Был только проект...
Bugatti Type 251 1956 (1955 - 1956)
            
№28 GP Reims 1956 (driver Maurice Trintignant)
изготовитель
артикул
Top Model Collection
TMG010
После смерти Этторе Бугатти в 1947 году во главе компании встал его сын Роланд. В 1952 году Пьер Марко, технический директор Бугатти, нанял Джоаккино Коломбо, известного итальянского инженера, который занялся разработкой Bugatti Type 251, новой машины Бугатти для Формулы-1. Машина была оснащена рядным 8-цилиндровым двигателем с двумя распредвалами в головке цилиндров объёмом 2486 см3 мощностью 230 л. с. при 8000 об/мин и 275-280 л. с. при 9000 об/мин. Двигатель был расположен поперечно, сзади от пилота, что на тот момент было новым решением. Всего было произведено 2 машины модели 251. В 4-летнюю разработку машины было вложено 200 000 человеко-часов и 250 000 долларов США. Пилотом Бугатти стал 39-летний француз Морис Трентиньян, который ради работы в Бугатти ушёл из Феррари.

После первых тестов осенью 1955 года стало ясно, что машина получилась медленной. Расположение топливных баков и неудачная подвеска делали её неустойчивой и сложной для управления, кроме того, для 750-килограммовой машины двигатель был недостаточно мощным. Для решения проблем был изготовлен второй прототип, в котором шасси было удлинено на 10 мм, а пружины заменены на поперечные рессоры. Бугатти хотели представить свою новую машину на Гран-при Франции 1956, которое должно было пройти на автодроме Реймс-Гу. За несколько недель до гонки Бугатти провели на Реймс-Гу тесты новой машины. Хотя после этих тестов Морис Трентиньян назвал мотор «непревзойдённым», лучшим кругом Трентиньяна стал круг, пройденный со средней скоростью 180 км/час. Для сравнения, победитель Гран-при Франции 1956 Питер Коллинз на Феррари прошёл 61 круг гонки со средней скоростью 198 км/ч.

Гран-при Франции прошёл 1 июля 1956 года. Морис Трентиньян квалифицировался на 18-м месте из 20-ти пилотов и не закончил гонку, сойдя после 18-ти кругов из-за проблем с педалью газа. После этой неудачи Бугатти завершило своё участие в Сезоне 1956 Формулы-1.

В неудаче была часть вины Роланда Бугатти — он вынудил Джоаккино Коломбо принять некоторые неоптимальные технические решения в дань традициям. Современники говорили про Роланда в шутку, что «он сам точно такой же, как и модель 251 — маломощный и с излишком веса».