LEYAT
1919-1925
Leyat Hélica 2H 1921
изготовитель
артикул
Rio
4RIO4400
Марсел Лейя с юношества не давала покоя мысль, древняя как человечество — уметь летать. В 1904 году он учился в университете Ecole Centrale, ему было тогда 19 лет, он начинает прыгать с холма с приспособлением похожим на современный кайт, хоть его полёт и не продолжался долго, но всё равно дарил ему моменты радости. После окончания университета он возвращается в родной Дром, и основывает там фирму Société des Aéroplanes Leyat при помощи местных банкиров. 25 августа 1909 года в полёт отправляется первый планёр изготовленный Марселем, его запустили при помощи троса, который был закреплен к автомобилю его спонсора.

В 1913 году Марселю Лейя осуществляет свою идею фикс — скрестить автомобиль и самолёт, такое скрещивание позволило бы упростить конструкцию автомобиля, ведь не надо ни трансмиссии, ни карданов, ни сцепления и прочих сложных механизмов требующихся для автомобиля. Для того что бы передвигаться по дорогам надо было всего лишь лёгкий кузов да тягу пропеллера, при этом не иметь крыльев, а то автомобиль смог бы взлететь, а этого не требовалось.

Первое детище носило название Hélicocycle, кузов автомобиля был изготовлен из фанеры, передние колёса были жёстко зафиксированы, как шасси самолёта, а заднее колесо служило рулевым, которое задействовали при помощи троса.

Однако новинка вызвала массу критики, так открытый пропеллер представлял угрозу пешеходов, не хотелось бы что бы такой пропеллер покрамсал людей в щепки, тогда через год Лейя подготавливает автомобиль с обрамлением пропеллера, что бы исключить случайное попадание "под стрелу", однако наезд спереди всё равно делал машину опасной, не лишилась машина и другой своей проблемы, т.к. передняя часть была перегружена, то задница была лёгкой, что делало 3-колёсное транспортное средство не устойчивым в поворотах.

Но начавшаяся война не позволила усовершенствовать этот "автомобиль", кстати вариант 1914 года был передан военным, и служил в первом артиллерийском полку, что стало с ним потом не известно.
Сам Лейя стал работать на авиационную промышленность в фирме Astra, а в 1919 году он смог вернуться к своему детищу, он начинает работать над 4-колёсной версией, и таковая будет готова в 1920 году. Это был 2-местный открытый автомобиль, в котором пассажир сидел за водителем, так же как в авиации. Мотор объёмом 1 л развивал 8 л/с и поставлялся британской фирмой АВС, пропеллер имел диаметр 1,39 м и версии с 4мя или 6тью лопастями. Тормоза были установлены на передние колёса, но каждое колесо имело свой механизм торможения (которое задействовалось при помощи своей педали), причём он был цепной. Новая машина получила название Hélica (Элика), что означает — Пропеллер.

Фирма построила 10 таких автомобилей, вскоре появляется спортивный вариант, который нашёл трех покупателей

Машина могла развивать до 110 км/ч, однако крейсерскими считались 80 км/ч, т.к. водителя и пассажиров открытой машины обдувал не сколько встречный ветер, сколько создаваемый от пропеллера воздушный поток.

В 1921 году появляется версия с кузовом седан, которая выставляется на Парижской автомобильной выставке, на которой производит фурор, Лейя получает 600 заказов, в том числе от фаната автомобилей короля Испании Альфонсо 13, однако как не прискорбно, француз не находит спонсора для такого проекта, а собственная мастерская в Париже не способна выполнить работы в таком объёме, так что не остаётся ничего, как производить автомобили и дальше в малочисленных количествах.

В 1922 году Лейя переносит производство автомобилей из Парижа в Мерсо. Вскоре машина модернизируется, она наконец получает защитную сетку, через которую не пролезает даже рука ребёнка, не говоря уже о руке взрослого, изменили конструкцию независимой подвески всех колёс. Производство этих чудных автомобилей продолжалось до 1926 года, в общей сложности с 1921 года было произведено еще 10 автомобилей, что в итоге составило 23 автомобиля, сюда надо прибавить варианты для железной дороги, такие пропеллеромобили использовались в качестве дрезин.

В 1927 году сильно переделанный и заниженный автомобиль был испытан при испытаниях на максимальную скорость на трассе Монтлери, недалеко от Парижа, которую построили за два года до этих событий, там восьмисильная пропеллерная машина развивал скорость в 171 км/ч, при этом расходуя всего 6 л топлива на 100 км пути, обычная версия потребляла 4.5-5 л на сотню.

Этот рекорд ни как уже не мог сказаться на продажах, т.к. производство машины закончили за год до этого. Сам Лейя перешел работать авиаинженером, чему посвятил себя до конца Второй Мировой Войны, в 1946 году уйдя на пенсию в возрасте 61 года и прожив на ней еще 40 лет!

Не смотря на то, что производство пропеллерной машины закончилось в 1926 году, новый интерес к ним появился по прошествии пяти лет, тогда уже с этой тягой начали эксперименты и такие эксклюзивные производители автомобилей, как Maybach, уже не говоря уже о более мелких и не известных ныне производителях.