AERO
1929-1951
Aero 50 Coupe Sodomka 1938
изготовитель
артикул
Knopp
A43-A9
В 1936 году, через 2 года после появление 30-й модели, выходит в свет более крупная 4-х цилиндровая 2-х литровая, переднеприводная машина. Двигатель сделан из 2-х моторов 30-ки. В отличие от 30-й модели, которая имела термосифонное охлаждение (как и все модели начиная с 10-ки), 50-ка оснащена водяной помпой и вентилятором радиатора. Тормоза получили гидравлический привод (с 1937 года их получила и 30-ка). Если предшественники 50-ки комплектовались в основном заводскими кузовами, то 50-ка в большинстве своём имела кузова сторонних изготовителей. Этих автомобилей было выпущено 1205 штук за 5 лет. К сожалению 50-ти сильные моторы этой машины не славились своей надёжностью.

Одним из поставщиков кузовов для 50-й модели был Иосиф Содомка. С 1938 по 1941 год он создал 9 кузовов, которые назвал Dynamic. На сегодняшний день сохранилось всего 2 автомобиля — один на фото нашей коллекции, другой находится  в США и требует реставрации.

Aero Minor II Tudor 1949 (1946 - 1951)
изготовитель
артикул
тираж
AutoCult
AC02000
333 шт.
Aero Minor II совсем не похож на советские машины тех лет. У него передний привод (до серийного советского еще 35 лет), полностью независимая подвеска на поперечных рессорах, двухцилиндровый двухтактный мотор водяного охлаждения.

Знатоки наверняка распознают немецкую конструкторскую школу. И будут правы. Ведь автомобиль по рождению вовсе не Aero, а Jawa, а та, в свою очередь, произошла от немецких DKW. Завод, некогда очень известный (в том числе в СССР – мотоциклами), получил имя от фамилий Янечек и Вандерер: Ява.

Чешский инженер Янечек начал свою деятельность выпуском мотоциклов по лицензии немецкой фирмы Wanderer, а затем взялся за автомобили конструкции DKW. Во время войны, несмотря на строжайший запрет на создание новых моделей без разрешения оккупантов, инженер Рудольф Выкоукал тайно подготовил модернизированный Aero Minor II. Интересно, что на прототип поставили псевдоэмблему в баварском стиле с аббревиатурой-шуткой BWM – Böhmische Werke Minor.

Именно этот автомобиль завод Jawa и планировал запустить в производство после войны. Но руководители национализированной и централизованной экономики новой Чехословакии решили иначе. Фирме Jawa предписали выпускать лишь мотоциклы, а модель Minor II передали былому конкуренту компании Jawa – пражскому авиационному заводу, до войны тоже выпускавшему компактные автомобили. Двигатели для модели Minor II делал еще один авиационный завод, который до Второй мировой выпускал и автомобили Walter. А сборка осуществлялась на предприятии Rudý Letov.

Удивительно, но в маленькой машине не слишком тесно. Диванчик даже двигается – правда, в соответствующих уменьшительному суффиксу пределах. Руль кажется великоватым, зато выглядит как пришелец из более дорогой модели. Баранку действительно делали специально для этого Aero.

Но главная особенность – переключение передач. На довоенных переднеприводных DKW рычаг-кочерга торчал из панели приборов. Тоже не сахар, однако на Aero чехи по моде 1940х пристроили его на рулевую колонку. Более хитрых движений для попадания в передачи и придумать нельзя!

Двухцилиндровый моторчик очень не любит холостых оборотов и медленной езды внатяг. Во времена его юности слово «пробка» имело лишь прямое значение. Карбюратор норовит перелить топлива в цилиндры, а двигатель без хорошего встречного обдува начинает перегреваться. Кстати, датчик температуры в радиаторе не электрический, а работает по принципу термостата или старого доброго уличного термометра.

А дыму-то! Мы уже забыли, что такое два такта. Дашь газу чуть побольше – и выхлопная труба выплевывает сизоватую струю, которая в безветренную погоду быстро превращается в романтическое облачко, способное вызвать у нынешних экологов оторопь.

Машинкой массой менее 700 кг (шасси и вовсе 375 кг) очень легко управлять. Рулевой механизм – реечный, а тормоза гидравлические. В общем, Aero Minor – типичное немецко-чешское сочетание простоты, граничащей с примитивизмом, и хай-тека 1930 годов.