VOLKSWAGEN
1937-        
Volkswagen Prototype V3 1935
изготовитель
артикул
тираж
Premium Classixxs
18024
750 шт.
22 Июня 1934 года «Dr. Ing. h.c. F. Porsche GmbH, Konstruktionen und Beratung für Motoren- und Fahrzeugbau» принял приказ от «Reichsverband der Automobilindustrie (RDA)» (ассоциация Автомобильной Индустрии Немецкого Рейха) разработать и производить автомобиль Volkswagen.

Первый прототип Volkswagen, назывался V1 (V = Versuchswagen или Тестовый Автомобиль), его представил Фердинанд Порше Технической Комиссии, через год после подписания договора, 3 июля 1935 года. Второй тестовый автомобиль, был кабриолет с кодовым названием V2, представленный 22 декабря 1935 года. После создания третьего прототипа, V3, началось серийное производство Volkswagen в RDA. Конструкция автомобиля была очень проста, трубчатая рама, торсионная подвеска, придуманная Porsche и оппозитный 4-цилиндровый двигатель с воздушным охлаждением, установленный в задней части Volkswagen. Это был серьезный соперник, которого боялись конкуренты.
Первые 30 прототипов были произведены на заводе Daimler-Benz AG в 1937 году, и их тестировали на выносливость, более 2,4 млн. километров. Но 4 Июля 1936 года, Правительство Рейха решило построить отдельный завод для Volkswagen, которого потом назвали «Gezuvor». Один из трех директоров завода Gezuvor, стал Фердинанд Порше, который должен был отвечать за дальнейшую постройку, завода начатую в Мае 1938 года в городе Фаллерслебен, теперь – Вольфсбург. Тем временем, в 1938 году, прототипы достигли уровня VW38, которые практически не отличались от финальных серийных моделей, которые затем стоили 990 рейхсмарок, что позволило Volkswagen быть доступным для каждого. Но после того как, 340,000 человек заплатили за свои автомобили, началась война и ни один из них так и не увидел свой автомобиль. Начиная с 1939 года, на базе Volkswagen, были разработаны военные автомобили, такие как «KdF-Wagen», 60,000 моделей «Kübelwagen», которые смахивали на Jeep, автомобиль-амфибию «Schwimmwagen», а также высокопоставленный «Kommandeurwagen» (командирский автомобиль), некоторые из них были полноприводными и производились к концу Второй Мировой Войны.

Еще одна модель на базе Volkswagen, была Type 64 Berlin-Rome Car, созданная в 1939 году, это была гоночная версия, которая участвовала в пробеге Берлин-Рим в Сентябре 1939 года, эта машина считается прородителем спорт каров Porsche. Благодаря аэродинамическому алюминиевому кузову, и форсированному «опозитнику» VW, автомобиль Berlin-Rome достигал максимальную скорость в 145 км/ч.

Серийное производство гражданских моделей, началось летом 1945 года, в Вольфсбурге, и ему сразу присвоили кличку «VW Käfer» или «VW Beetle» (Жук). Volkswagen стал таким популярным как ни один другой автомобиль до этого. Долгожитель VW Beetle установил абсолютный рекорд конвеерной жизни, в последние года жизни его выпускали в Мексике до 2003 года, всего за весь период было произведено 21,5 млн. «Жуков», из которых 15 млн. были проданы в Германии. Последний «Жук» выпустили в Мексике, 30 Июля 2003 года. Жук являлся одним из самых продаваемых автомобилей всех времен.
 
Volkswagen Prototype V2 (V3 cabriolet) 1935
изготовитель
артикул
тираж
Premium Classixxs
18110
750 шт.
17 января 1934 года Фердинанд Порше переслал чертежи прототипа «народного автомобиля», созданного на базе разработанного ранее Porsche Typ 60, в Рейхсканцелярию Германии.

Несмотря на уже имевшиеся конструкцию и опыт, работа заняла целых два года. Прототипы были готовы только в сентябре 1936 года: двухдверный V1, кабриолет V2 (по заказу Гитлера) и четырёхдверный V3. 50 тысяч километров тестового пробега не выявили у машин каких-то серьёзных проблем, и Порше дали заказ на следующие 30 прототипов автомобилей, которые изготовили на заводе Daimler-Benz.

Тестирование новых прототипов возложили на DAF — нацистскую профсоюзную организацию. А контроль за тестированием и принятие окончательного решения по его итогам осуществляли непосредственно сотрудники СС.

 
Volkswagen Typ 30 Reutter 1936
изготовитель
артикул
тираж
Premium Classixxs
18027
750 шт.
Опытный образец из партии VW-30.

мощность 23 л.с. при 3000 об/мин.
макс. скорость - 100 км/ч,
длина - 3.99 м, колесная база 2.4м, вес 600 кг

Разработка Volkswagen стартовала в 1934 году, а первые прототипы Porsche Typ 60 появились лишь в сентябре 1936. На ранних эскизах несущей была трубчатая рама, раздваивавшаяся к хвосту и «обхватывающая» сблокированный с 4-ступенчатой коробкой передач оппозитный 4-цилиндровый двигатель объемом 984 куб.см и мощностью 22 л.с. (16,4 кВт), но позже на смену ей пришло усиленное днище. Согласно техническому заданию, автомобиль должен был разгоняться до 100 км/ч и вмещать пятерых пассажиров. По этой причине четырехместное купе переделали в двухдверный седан. Эрвину Коменде, отвечавшему за внешний вид и эргономику «Фольксвагена», не сразу удалось совместить приятный и динамичный экстерьер с финансовой стороной вопроса. Серийная машина должна была стоить не больше 1000 рейхсмарок, а экономить приходилось именно на кузове. Оттого на ранних прототипах и не было окон на задней панели крыши.

В сентябре 1936 года два седана и кабриолет Porsche Typ 60 отправили на испытания в транспортную службу SS. В ходе пробега длиной 50 000 км машины показали себя наилучшим образом, и было принято решение об их серийном производстве. Однако ни один из действовавших под эгидой RDA автозаводов не был готов к реализации масштабного проекта с планом производства в миллион машин в год. Тогда 28 мая 1937 года была создана отдельная компания, со временем названная Volkswagenwerk GmbH, которой поручили построить предприятие фактически «в чистом поле», на землях графа Шуленберга, неподалеку от Ганновера. В 1937 году специалисты кузовного ателье Reutter подготовили окончательный вариант кузова «народного автомобиля» (размещенные в носовой части багажника фары, сделав овальными, переместили в крылья). Приглашенные Порше американские специалисты помогали немцам в разработке конвейера и устраняли недостатки конструкции. Двигатель модернизировали, его рабочий объем достиг 1131 куб.см, а максимальная мощность составила 24 л.с. (18 кВт). Предсерийный прототип получил обозначение Volkswagen Typ 30.

26 мая 1938 года Гитлер заложил первый камень на стройплощадке будущего автозавода и объявил, что народная немецкая машина получит название KdF-Wagen, в честь нацистской общественной организации «Сила через радость» (на немецком – Kraft durch Freude, KdF), пожертвовавшей огромную сумму на строительство. Город близ завода назвали KdF-Stadt. Немецкая пресса активно рекламировала KdF-Wagen, сведения о нем просочились за рубеж. Журналист из New York Times в статье, опубликованной 3 июля 1938 года, насмешливо сравнил необычный автомобиль с жуком. Как ни странно, но под этим прозвищем машину знает почти весь мир. В Германии организовали уникальную сберегательная кампания – каждый желающий мог еженедельно вносить по 5 рейхсмарок на собственный счет, и по достижении суммы в 990 марок этому человеку давалась гарантия на получение машины. 336 668 немцев перечислили в банк около 110 миллионов рейхсмарок и с нетерпением ждали известий о запуске конвейера, но этого так и не произошло – началась Вторая мировая…

Так и не начавшееся производство гражданских KdF-Wagen было заморожено. Завод переориентировали на выпуск KdF Typ 68 Kuebelwagen с открытым кузовом и плоскими кузовными панелями, межколесным дифференциалом и огромным дорожным просветом в 290 мм, а также KdF Typ 82E, сочетавшего «внедорожные» агрегаты с комфортным гражданским кузовом. На «легковом» кузове строились и газогенераторные KdF Typ 230. Интересно, но почти до самого конца войны предприятие не подвергалось налетам авиации союзников – ни его, ни расположенного близ него города не было на картах противников. Однако в итоге завод оказался разрушенным примерно на 60%.

Volkswagen 38 Typ 60 K7 Reutter 1938
изготовитель
артикул
тираж
Schuco
8890
1500 шт.
Прототип VW 38 Тип 60 1938 года был предшественником KdF-Wagen, призванного провести массовую автомобилизацию Германии. Кузовной фирмой Reutter из Штутгарта было изготовлено 30 прототипов VW 38.
 
Из этой серии сохранились три автомобиля: VW 38/03 в музее Zeithaus в Вольфсбурге, VW 38/31, который предназначался Гитлеру – принадлежит Stiftung Automuseum, VW 38/06 принадлежит к семейству Grundmann из Олдендорфа, которое содержит коллекцию редких автомобилей марки Volkswagen.
 
VW 38/06, в 1938 году был отправлен нацистскому лидер Ley и вновь обнаружен после войны в Советском Союзе, куда попал, вероятно, в качестве военного трофея. В 90-е годы его привезли из Калининграда в Вильнюс. Когда об этом стало известно Кристиану Грундманну (Christian Grundmann), он приехал в Литву и после напряженных переговоров обменял требующего реставрации VW 38/06 и VW 92 на полностью восстановленный KDF-Wagen от 1943 года выпуска.

После сложнейшей реставрации один из старейших фольксвагенов был полностью восстановлен.
 
Oldtimer Osnabrücker

Volkswagen Typ 82 Kübelwagen 1941 (1939 - 1945)
                    
Afrika korps
изготовитель
артикул
Vitesse (Victoria)
R008
Мысль о возможности военного использования своей машины появилась у Фердинанда Порше еще в 1934 году, а 1 февраля 1938 года управление по делам вооружений сухопутных войск выдало заказ на постройку прототипа легкого армейского автомобиля. Спустя девять месяцев Порше представил вермахту Kubelsitzwagen (автомобиль с ковшеобразными сиденьями), рассчитанный на перевозку четырех солдат с вооружением. Впоследствии он получил укороченное название Kubelwagen – сейчас многие считают, что его так назвали изза формы кузова, напоминающей ковш или лоханку, но это неправильно. Испытания автомобиля показали, что он значительно превосходил все остальные легковые автомобили вермахта даже несмотря на отсутствие полного привода. Кроме того, Kubelwagen был прост в обслуживании и эксплуатации, а также дешев – стоил всего лишь 2782 рейхсмарки.

На VW Kubelwagen Typ 82 устанавливался 4-цилиндровый оппозитный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения, небольшой мощности которого (сначала 23,5 л.с., затем 25) вполне хватало для перемещения автомобиля полной массой 1175 кг с максимальной скоростью 80 км/ч. Расход топлива составлял 9 л на 100 км при движении по шоссе – экономичность машины пришлась кстати из-за постоянного дефицита топлива в немецкой армии. Автомобиль находился в производстве до апреля 1945 года. За это время выпустили 50 435 экземпляров – VW Kubelwagen Typ 82 стал самым распространенным автомобилем вермахта.

«Кюбели» широко использовались во всех видах немецких войск на обоих фронтах, но особенно его достоинства, как отмечают военные и автомобильные историки, пришлись к месту на Восточном. Небольшая масса и максимальная загруженность ведущих колес позволяли легко преодолевать российское бездорожье, а легкий передок не зарывался в грязь. Двигатель воздушного охлаждения избавил водителей от проблем при запуске машины в мороз – ведро горячей воды для этого уже не требовалось, а летом не мешала даже пыль, которой забивались радиаторы остальных машин: у «Кюбеля» приток воздуха к мотору шел из незапыленных зон.

Зимой 1942 года специально для танковых войск Восточного фронта на базе Typ 82 спроектировали и сделали Anwerfengetriebe – стартер для запуска танковых двигателей в мороз. В удобстве вождения Kubelwagen не имел равных: независимая подвеска на торсионах хорошо воспринимала неровности дорог, при этом руки водителя не уставали от постоянных толчков при наезде на бугры и кочки, а руль был очень легким. Достоинстваавтомобиля оценили и противники немцев – трофейные Kubelwagen использовались и войсками союзников, и нашими. Особенно его полюбили американцы, которые выменивали у французов и британцев Willys MB на трофейные немецкие Kubelwagen, причем по курсу 3:1 – три «Виллиса» за один «Кюбель»!

Конструкция VW Kubelwagen Typ 82 оказалась настолько удачной, что даже спустя десятилетия после войны на службу в Бундесвер стал поступать его усовершенствованный аналог VW 181.
 
Volkswagen Typ 82E Wehrmacht 1943 (1943 - 1945)
изготовитель
артикул
Vitesse (Victoria)
R013
На заднеприводном шасси типа «82» в 1943-45 гг. выпускали также штабной автомобиль VW Typ 82E.
Volkswagen Typ 82 Kübelwagen 1944 (1939 - 1945)
изготовитель
артикул
Vitesse (Victoria)
R031
Прототип армейского автомобиля, максимально унифицированный по механической начинке с гражданской моделью KdF-Wagen, был разработан на заводе Volkswagen в 1938 году (первый прототип был сконструирован Ф. Порше ещё в 1936 г.) и получил обозначение KdF Тур 62 илиVW Тур 62. В том же году были собраны первые 30 автомобилей. После испытаний и доработок прототип получил новое обозначание KdF Typ 82 или VW Typ 82. В серийное производство пошёл с ноября 1940 года, в вермахте был стандартизирован как Kfz.1 (нем. Kraftfahrzeug —- «автомобиль»). Автомобиль отличался от гражданской модели специальным облегченным открытым 4-дверным кузовом с плоскими панелями, задними колёсными редукторами, межколёсным самоблокирующимся дифференциалом, увеличенным до 290 мм клиренсом, 16-дюймовыми колёсами (в версии для африканской пустыни — с большей шириной протектора).

Кузов был собран из тонких жестяных, продольно усиленных листов, имел складное лобовое стекло и брезентовую откидную крышу. Названием Kübelwagen или Kübelsitzwagen обозначались не только VW Typ 82. Это общее название для армейских автомобилей открытого типа, на начальном этапе при проектировании которых, из-за необходимости как можно больше облегчить и упростить конструкцию, отказывались от дверей или заменяли их, как и крышу, на брезентовые, сиденья же, для большей безопасности, устанавливали глубокие — «лоханки» (Kübelsitz). В дальнейшем, несмотря даже на некоторые различия в конструкциях, а также наличие или отсутствие сидений-«лоханок», название Kübelwagen закрепилось за всеми автомобилями этого типа.

VW Typ 82 использовались во всех войсках Германии до окончания Второй мировой войны для перевозки личного состава, подвоза боеприпасов и топлива, эвакуации раненных и в качестве передвижной мастерской. На базе VW Typ 82 было создано более 30 модификаций многоцелевых автомобилей.

В марте 1943 года на «кюбельваген» начали устанавливать 25-сильный двигатель рабочим объёмом 1130 см³. Всего до лета 1945 года было выпущено 50 435 «кюбелей», что сделало Kfz.1 и его модификации самыми массовыми лёгкими автомобилями в вермахте и войсках СС. На заднеприводном шасси типа «82» в 1943-45 гг. выпускали также штабной автомобиль VW Typ 82E и автомобиль для войск СС Typ 92SS с закрытым кузовом от довоенного KdF-38 (всего произведено 667 ед.). Кроме того, выпускался полноприводный штабной автомобиль VW Typ 87 (в 1942-44 гг. произведено 564 ед.) с трансмиссией от массовой армейской амфибии VW Typ 166 (Schwimmwagen) (в 1942-44 гг. произведено 14283 ед.).
 
Volkswagen Typ 166 Schwimmwagen 1944 (1942 - 1944)
изготовитель
артикул
Vitesse (Victoria)
RMV99001
Немецкая армия нуждалась в транспортном средстве, которое может использоваться на снегу, песке, воде и в грязи. Для выполнения всех этих условий Фердинанд Порше создал полноприводной type 87. В процессе дальнейшего развития, 1 июля 1940 года, компания F. Porsche KG получила заказ на разработку амфибии для Вермахта. 1940 году проект получил название "type 128".

К концу сентября 1940 года прототипы type 128 были испытаны на озере Max-Eyth вблизи Штутгарта. Были собраны варианты как с полным приводом так и с приводом на одну ось. На автомобиль устанавливалась 4-х ступенчатая КПП.

Армия получила свои первые три прототипа к 1 ноября 1940 года и провела полномасштабные испытания, который продолжались до 6 декабря. Машина была проверена во всех возможных условиях эксплуатации, включая шоссе, проселочные дороги, бездорожье, горные дороги, плавание по воде, выход из воды в различных условиях, и т.д. С мая по июнь 1941 года и затем до августа 1941 проводились дальнейшие испытания другими департаментами. В целом заключения были положительными. В феврале 1942 года компания Porsche предложила 3 различных варианта машины: длиннобазный type 128, длиннобазный type 138 (версия type 128 B), у которого немного отличалась форма кузова и короткобазный type 166. В конце апреля 1942 года, после сравнений type 166 был выбран в качестве образца для запуска в серийное производство. Спецификации для данного типа 166 были определены. Вермахта одобрил эту модель в конце мая 1942 г. и 6 июня первые 125 автомобилей были готовы. Эти автомобили также известны как "Vorserienschwimmwagen" или preseries Schwimmers. Их можно идентифицировать по серийным номерам 166/001-0166/125.

Производство type 166 началось в конце 1942 года в Вольфсбурге. Колесная база "Schwimmwagen" была на 40 см короче, чем у type 128. Кроме того, ширина автомобиля была сокращена на 10 см. В процессе производства были произведены кое-какие модификации кузова на основании "армейских" тестов. Буксирные крюки, например, были усилены. На машине был установлен двигатель объемом 1131 см3, который устанавливали в Kübelwagen с 1943 года.

В воде двигатель приводил в движение трехлопастный винт, размещенный в задней части Schwimmwagen. При езде по суше винт складывался наверх. Type 166 был очень популярен, в основном из-за своих внедорожных возможностей полного привода. Однако, его способность плавать использовалась военными редко.

Производство было прекращено в 1944 году, во-первых, из-за ущерба, причененного заводу бомбардировками, во-вторых, из-за большого количества человеко-часов, тратящихся на производство одного экземпляра и высокого расхода материалов на одну единицу продукции. Кстати, средняя продолжительность жизни type 166 на фронте была от 3 до 6 недель!

Schwimmwagen окрашивались в основном либо в "panzergrau" (зеленовато-серый) либо в бежевоый цвет.

В 1945 и 1946 году англичане построили 6 Schwimmwagen, используя найденные запасные части, которые остались на заводе. Предполагается, что с 1942 по 1944 года было построено 14276 Schwimmwagen.

После войны уцелевшие Schwimmwagen были переданы местной полиции, пожарникам и фермерам.

8 апреля 1942 персонал инженерно-саперного отряда Panzer-Abteilung 300 принял от компании Porsche два экземпляра VW Schimmwagen. Они были представлены в варианте type 128, которые затем были переделаны в Sondertype 129 (специальный тип 129).

На этих транспортных средствах отсек экипажа был полностью покрыт листовым металлом. Взрывное устройство было размещено в задней части отсека. Была изменена система выпуска. Два расположеных вертикально глушителя были защищены прямоугольным металлическим коробом. По бортам, слева и справа были прикреплены ракетные ускорители. Они должны были быть зажжены незадолго до достижения Sondertype 129 берега реки, с тем, чтобы предоставить ему необходимый импульс для выхода на сушу.

Schwimmwagen Sondertype 129 было испытан на реке Шпрее, в ходе которого один автомобиль был списан. Идея использовать Schwimmwagen как амфибию-взрывчатку не была реализована. Второй автомобиль был использован на полигоне инженерно-саперным отрядом Panzer-Abteilung 300 для других целей.

Тактико-технические характеристики

Вес:                  1362кг
Экипаж:             4 человека
Двигатель:         VW Boxer 1.131L 4 цилиндра, 25 л.с.
Скорость           Дорога: 80км/ч
                        Вода: 10км/ч
Запас хода         Дорога: 520км
Запас топлива:   2 х 25 литров
Длина:              3,825м
Ширина:            1,48м
Высота:             1,615м (с крышей)
                        1,080м (без крыши)