DYMAXION
1933-1934
Dymaxion 1933
изготовитель
артикул
Bizarre
B1014
Американский архитектор и инженер Ричард Бакминстер Фуллер (1895 – 1983) больше всего известен благодаря геодезическим куполам – сетчатым конструкциям в виде куполов, созданным из прямых стержней. Их отличает высокая несущая способность, так как нагрузка в таком куполе распределена на большое число элементов конструкции.

12 июля 1933 года, в день, когда Фуллеру исполнилось 38 лет, на заводе в Бриджпорте, штат Коннектикут, была завершена постройка автомобиля Dymaxion. Название Фуллер создал из слов «dynamic, maximum, tension» – «динамика, максимум, напряжение». Он очень полюбил это придуманное им слово, позднее одну из своих теоретических работ он назовет The Dymaxion World Of Buckminster Fuller «Димаксионный мир Бакминстера Фуллера». Он также дал это название своему проекту сборного дома (Dymaxion house), придуманной им новой картографической проекции (проекция Димаксион) и даже особому графику сна – по полчаса каждые шесть часов.

Фуллер вообще был склонен к языковому творчеству. Он часто придумывал новые слова, которые, как он считал, лучше описывают его идеи. Слова «вверх» и «вниз» он предлагал заменить словами «из» и «в», так как они точнее передают движение по отношению к гравитационному центру Земли. Слово worldwide «всемирный», по его мнению, отражает представление о плоской Земле и должно быть заменено неологизмом worldaround. Наиболее известный неологизм Фуллера – архитектурный принцип тенсегрити (tensegrity).

Изначально Фуллер хотел создать транспортное средство, которое будет способно двигаться на земле, в воде и в воздухе. Он называл это Omni Medium Transport. При этом в воздух машина, по замыслу Фуллера, должна была подниматься вертикально, используя реактивные двигатели («воздушные ходули»). Но развитие техники не позволяло воплотить весь замысел. Реактивный авиационный двигатель был еще не создан (первые реактивные самолеты взлетели в 1939 году), вертикальный взлет появился еще позже и вовсе не на реактивной тяге. Сделать же водный автомобиль по тем временам оказалось слишком дорого и технически сложно. Поэтому Фуллер решил остановиться на проекте только наземного автомобиля, отложив остальное на будущее.

Автомобиль Dymaxion имел каплевидную форму, которая была призвана улучшить его аэродинамические свойства. Фуллер и его сотрудники остановились такой форме после испытаний в аэродинамической трубе. В 2011 году ученые из университета Ковентри, применив вычислительную гидродинамику, определили, что форма кузова близка к форме тела горбатого кита, и пришли к выводу, что она близка к оптимальной для снижения сопротивления при езде.

Длина автомобиля была 20 футов (чуть больше шести метров), он имел три колеса, два спереди и одно сзади. Вмещал Dymaxion 11 человек. В автомобиле использовался двигатель V8 фирмы Ford мощностью 85 лошадиных сил. Фуллер использовал еще один элемент машин Форда – задний мост от автомобиля Ford Model B с кузовом родстер. Задний мост Форда стал передним мостом в Dymaxion. Благодаря использованию алюминия в конструкции кузова шестиметровый автомобиль весил меньше, чем Фольксваген «Жук». Фуллер утверждал, что при испытаниях автомобиль развивал скорость 128 миль в час (206 километров в час), при этом на галлоне топлива он мог проехать до 36 миль, то есть расход топлива составлял 7,8 литра на 100 километров.

Фуллер и его коллега дизайнер и конструктор Уильям Старлинг Берджесс сделали за 1933 – 1934 годах три прототипа автомобиля Dymaxion, а 18 октября  1933 года они подали заявку на патент, которая была окончательно принято более четырех лет спустя 7 декабря 1937 году.

В начале автомобиль Фуллера пользовался большим успехам. На его демонстрации стекалась публика, им восхищались летчица Амелия Экхард и художник Диего Ривера. Но 27 октября 1933 года случилась трагедия. На выставке «Столетие прогресса» в Чикаго в Dymaxion врезался автомобиль, который ехал позади и не смог соблюсти безопасную дистанцию. Dymaxion перевернулся, его шофер – профессиональный автогонщик Фрэнсис Тернер (Francis Turner) – погиб. Пассажир лорд Уильям Форбс-Семпилл (William Forbes-Sempill), летчик (и японский шпион) был серьезно ранен. Другой пассажир – астроном, аэронавт и министр авиации Франции Шарль Дольфюс (Audouin Charles Dollfuss) – вылетел из автомобиля и приземлился невредимым. Поскольку машина, вызвавшая столкновение принадлежала одному из владельцев чикагского парка, где проходила выставка, ее убрали с места аварии еще до прибытия репортеров.

В прессе не упоминалось об участии в катастрофе второго автомобиля. Согласно выходившим статьям, Dymaxion перевернулся на трассе. Конструкция автомобиля в этих публикациях называлась опасной. В газетах его теперь называли «freak car». Гибель известного гонщика и присутствие в машине известных иностранцев вызвали публикации и в Европе. По поводу гибели Тернера было назначено официальное коронерское расследование, но его отложили, пока Форбс-Семпилл не поправится достаточно, чтобы дать показания. В итоге об участии в аварии второй машины стало известно, но слишком поздно, когда новость уже ушла с первых страниц газет.

Не смирившиеся с этим Фуллер и Берджесс изготовили третий прототип автомобиля и в 1934 году представили его вновь на выставке в Чикаго. Dymaxion вновь пользовался успехом, но многие из собиравшихся толп публики ожидали, что автомобиль перевернется во время очередной демонстрационной поездки. Их ожидания не сбылись. Dymaxion успешно демонстрировал «змейку» и разворот вокруг собственной оси, который ему позволяла делать трехколесная конструкция. Параллельную парковку автомобиль мог выполнить на пространстве, всего на шесть дюймов превышавшем его длину.

В тот же год японский скульптор Исаму Ногути, который делал для Фуллера модели автомобиля при испытаниях в аэродинамической трубе, совершил поездку на Dymaxion из Бриджпорта в Хартфорд, столицу штата Коннектикут. Ему составили компанию журналист и драматург Клэр Бут Люс и светская львица Дороти Гейл. По пути они заехали в Хэмден, где навестили писателя Торнтона Уайлдера, а в Хартфорд прибыли точно к постановке под открытым небом оперы «Четверо святых в трех действиях» Вирджила Томсона на либретто Гертруды Стайн.

Но не смотря на повторный успех на выставке и рекламный автопробег, плохие отзывы в прессе сделали свое дело. Фуллер не смог найти инвесторов для массового производства таких автомобилей. Средств на дальнейшее производство у него не оставалось, поэтому Фуллер закрыл свою небольшую автомобильную фабрику в Бриджпорте.

Из трех построенных Фуллером и Берджессом автомобилей на данный момент сохранился только один. Dymaxion 1 был приобретен Американским бюро стандартов (U.S. Bureau of Standards) и погиб при пожаре. Dymaxion 3 купил знаменитый дирижер Леопольд Стоковский, но позднее продал его. Автомобиль сменил нескольких владельцев и в конце концов был пущен на металлолом. Оставшийся Dymaxion 2 также имел непростую судьбу: например, один из владельцев устроил в нем курятник.

Наконец, его купил бизнесмен, владелец казино в Лас-Вегасе и коллекционер автомобилей Уильям Харра (William Harrah). После его смерти коллекция Харры была распродана на аукционе, но 175 особо ценных экземпляров по его завещанию были переданы в специально созданный Национальный автомобильный музей в городе Рино в штате Невада. Там оказался и Dymaxion 2.

Специалисты по истории автомобилей считают, что влияние дизайна Dymaxion явно прослеживается во внешнем облике минивэнов фирмы Фольксваген, которые появились в конце 1940-х (Volkswagen Type 2 (T1)). В 2010 году архитектор Норман Фостер, ранее сотрудничавший с Фуллером, создал реплику автомобиля Dymaxion.