STUTZ
1911-1935
Stutz SV-16 Sedan LeBaron 1933
изготовитель
артикул
NEO
NEO46595
chassis SV-21-1538
engine 33249

Великая Депрессия в США — мрачная страница в экономике всей страны и, разумеется, худший период для производителей престижных автомобилей. Парадоксально, но по появлявшимся конструкциям невозможно было предположить кризис. Напротив, все основные марки премиум-сегмента ввязались в «гонку вооружений», представляя моторы V-12 и даже V-16. Для независимых Marmon, Franklin, Peerless и Pierce-Arrow этот шаг стал последним, зато подпитываемые деньгами материнских корпораций Cadillac и Lincoln, напротив, заняли высшие ступени рынка. Благоразумие руководства позволило Stutz не тратить скромный бюджет на погоню за пафосом многоцилиндровости и не заниматься доработками и так удачного шасси. Вместо этого, компания сосредоточилась на улучшении двигателя Vertical Eight, причем показатели компрессорных моторов для Ле-Мана 1929 года (а также пары десятков омологационных дорожных машин), показали, что и этот путь — неправильный, по крайней мере для Stutz.

Вначале объем двигателя увеличили до 5,3 литра. Затем, для 1932 модельного года все обычные Stutz с моторами 115 л.с. получили индекс SV16, означавший «single valve»: то есть по одному впускному и выпускному клапану на цилиндр (суммарно 16 штук). А в качестве флагмана марки представили автомобиль, возродивший имя Bearcat и несущий индекс DV32. Именно так, «dual valve»: Stutz создали новую головку блока для своего рядного восьмицилиндрового двигателя, разместив в ней полусферические камеры сгорания, два распредвала и по 4 клапана на цилиндр! Места для двух свечей на цилиндр уже не хватило, поэтому 32-клапанные Stutz имели обычную схему зажигания. Улучшения позволили поднять мощность до 156 л.с. и официально заявить, что любой Stutz Bearcat способен развить максимальную скорость свыше «волшебных» 100 миль/ч (161 км/ч). Короткая модель Super Bearcat с колесной базой 116" вместо 134,5" у обычного Bearcat предсказуемо оказалась еще быстрее… По желанию клиента, 32-клапанным двигателем можно было оснастить не только Bearcat, но и любую машину из ассортимента кузовов для SV16 за доплату $1000, включая длиннобазные (145") версии.

К сожалению, как и для ряда других прославленных марок, все технологические достижения начала 1930-х стали лебединой песней и для Stutz. Компания старалась избежать неизбежного: сократили номенклатуру моделей, снизили цены в среднем на треть, даже заменили 4-ступенчатую КПП Wagner более дешевой 3-ступенчатой Muncie… Отдельную марку Blackhawk, под которой продали менее 1600 автомобилей, упразднили еще после 1930 года, при этом сделав 6-цилиндровую короткобазную машину самым дешевым Stutz — моделью LA (1931) и LAA (1932-33), которых собрали всего около 50 штук.

С 1929 года компания была убыточной, теряя до $500000 ежегодно. В январе 1935 года менеджмент объявил, что «продолжение производства и продаж легковых автомобилей Stutz не входит в нынешние планы». В планы, безусловно изобретенные от крайней нужды, входило производство и продажа легкого фургона для служб доставки Pak-Age-Car. Это был продукт одноименной компании, которую приобрели Stutz в 1932 году. Фургончик выполнял те же функции, что и очень популярные развозные фургоны Divco, имел бескапотную заднемоторную компоновку (в которой все агрегаты располагались на быстросъемном подрамнике) и позволял управлять им стоя, что очень удобно для доставки товаров на дом. Их успели собрать 340 штук. Удивительным образом, Pak-Age-Car пережил не только своих изначальных создателей, но и Stutz — в процессе банкротства это производство приобрел изготовитель грузовиков Diamond T Motors и перенес сборку из Индианаполиса на бывший завод Auburn в Коннерсвилле, где только Вторая Мировая Война и переоборудование завода под военные нужды помешали продолжать их выпуск.

В Великобритании легковые Stutz SV16 и DV32 продолжали рекламировать и пытаться продавать на протяжении всего 1935 года, а на родном американском рынке даже объявили модель 1936 года — неотличимую от предшественников, поскольку ее предполагалось собирать из уже имевшихся запасов запчастей предыдущих лет. Ни одного заказа уже не поступило и 3 апреля 1937 года Stutz Motor Car Company признали себя банкротом. Окончательная ликвидация компании прошла в 1939 году. А в августе 1968 года банкир Джеймс О'Доннелл основал Stutz Motor Car of America, чтобы воплотить в жизнь эскиз Вирджила Экснера.
 
Эта машина одна из 80 произведенных в 1933 году. Высококачественная давно проведённая реставрация. Этот 5-пассажирский седан яркого цветового сочетания: красный кузов и чёрные - капот,  крыша и боковая линия, а также чёрные крылья с красными акцентами. 8-цилиндровый рядный двигатель объёмом 322 куб.дюйма (5,2 литра), низкое шасси и низкая линия крыши, слегка наклонное ветровое стекло и короткий кузов LeBaron, задние двери «самоубийцы». Хромированные спицевые колёса с шинами с белой полосой, фары Ryan-Lite, очень редкие соответствующие габаритные огни Ryan-Lite сверху передних крыльев, тройные фары, хромированная решётка с эмблемой Stutz египетского Бога Солнца Ра. Хромированные воздухозаборники и запасное колесо сзади. Салон из серой ткани, красивая деревянная панель с хромированными круглыми приборами. Этот экземпляр не только полный классик СССА и идеален для поездок, а также имеет важное историческое значение. Он один из последних автомобилей, построенных этой легендарной американской компанией.